СТ 21 ГрК РФ.
1. Проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в следующих случаях:
1) в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации планируется размещение объектов федерального значения на межселенной территории;
2) предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях, земельных участков из земель лесного фонда;
3) на территории муниципального района находятся особо охраняемые природные территории федерального значения;
4) предусматривается размещение в соответствии с указанным проектом объектов местного значения муниципального района, которые могут оказать негативное воздействие на водные объекты, находящиеся в федеральной собственности.
2. Проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится муниципальный район, в следующих случаях:
1) в соответствии с документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации планируется размещение объектов регионального значения на межселенной территории;
2) предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ таких населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения;
3) на территории муниципального района находятся особо охраняемые природные территории регионального значения.
2.1. В случаях, предусмотренных пунктом 1 части 1, пунктом 1 части 2 настоящей статьи, проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию в части определения функциональных зон, в которых планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, и (или) местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения. В случаях, предусмотренных пунктом 3 части 1, пунктом 3 части 2 настоящей статьи, проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию в части возможного негативного воздействия планируемых для размещения объектов местного значения муниципального района на особо охраняемые природные территории федерального значения, особо охраняемые природные территории регионального значения.
3. Проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию с органами местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, в части возможного влияния планируемых для размещения объектов местного значения муниципального района на социально-экономическое развитие таких поселений, возможного негативного воздействия данных объектов на окружающую среду на территориях таких поселений.
4. Проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию с заинтересованными органами местного самоуправления муниципальных районов, органами местного самоуправления муниципальных округов и органами местного самоуправления городских округов, имеющих общую границу с муниципальным районом, в целях соблюдения интересов населения муниципальных образований при установлении на их территориях зон с особыми условиями использования территорий в связи с планируемым размещением объектов местного значения муниципального района, при размещении объектов местного значения муниципального района, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территориях этих муниципальных образований.
5. Иные вопросы, кроме указанных в частях 1-4 настоящей статьи вопросов, не могут рассматриваться при согласовании проекта схемы территориального планирования муниципального района.
6. Срок согласования проекта схемы территориального планирования муниципального района не может превышать три месяца со дня поступления уведомления об обеспечении доступа к указанному проекту и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится муниципальный район, органы местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, органы местного самоуправления муниципальных районов, органы местного самоуправления муниципальных округов и органы местного самоуправления городских округов, имеющих общую границу с муниципальным районом.
6.1. Изменения в утвержденную схему территориального планирования муниципального района подлежат согласованию в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления уведомления об обеспечении доступа к проекту документа о внесении изменений в утвержденную схему территориального планирования муниципального района и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, указанные в части 6 настоящей статьи, в следующих случаях:
1) внесение изменений, предусмотренных частью 7 статьи 26 настоящего Кодекса;
2) внесение изменений в части реконструкции объектов капитального строительства местного значения муниципального района, размещение которых предусмотрено утвержденной схемой территориального планирования муниципального района;
3) внесение изменений в части приведения утвержденной схемы территориального планирования муниципального района в соответствие с утвержденными документами территориального планирования Российской Федерации, утвержденными документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, утвержденными документами территориального планирования субъекта Российской Федерации.
6.2. В случаях, не предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи, изменения в утвержденную схему территориального планирования муниципального района подлежат согласованию в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления уведомления об обеспечении доступа к проекту документа о внесении изменений в утвержденную схему территориального планирования муниципального района и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, указанные в части 6 настоящей статьи.
7. В случае непоступления от указанных в частях 6 - 6.2 настоящей статьи органов в установленный срок в орган местного самоуправления муниципального района заключений на проект схемы территориального планирования муниципального района такой проект считается согласованным с указанными органами.
8. Заключения на проект схемы территориального планирования муниципального района могут содержать положения о согласии с проектом схемы территориального планирования муниципального района или несогласии с таким проектом с обоснованием принятых решений.
9. В случае поступления от одного или нескольких указанных в части 6 настоящей статьи органов заключений, содержащих положения о несогласии с проектом схемы территориального планирования муниципального района или вносимыми в нее изменениями с обоснованием принятых решений, глава местной администрации муниципального района в течение пятнадцати дней со дня истечения установленного срока согласования указанных проектов и изменений принимает решение о создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать два месяца.
10. По результатам работы согласительная комиссия представляет главе местной администрации муниципального района:
1) документ о согласовании проекта схемы территориального планирования муниципального района и подготовленный для ее утверждения проект схемы территориального планирования муниципального района с внесенными в него изменениями;
2) материалы в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам.
11. Указанные в части 10 настоящей статьи документы и материалы могут содержать:
1) предложения об исключении из проекта схемы территориального планирования муниципального района материалов по несогласованным вопросам (в том числе путем их отображения на соответствующей карте в целях фиксации несогласованных вопросов до момента их согласования);
2) план согласования указанных в пункте 1 настоящей части вопросов после утверждения схемы территориального планирования муниципального района путем подготовки предложений о внесении в такую схему соответствующих изменений.
12. На основании документов и материалов, представленных согласительной комиссией, глава местной администрации муниципального района вправе принять решение о направлении согласованного или не согласованного в определенной части проекта схемы территориального планирования муниципального района в представительный орган местного самоуправления муниципального района или об отклонении проекта схемы территориального планирования муниципального района и о направлении его на доработку.
Как и в случаях согласования схем территориального планирования РФ и субъектов РФ, в рамках предусмотренной комментируемой статьей процедуры подлежат согласованию лишь вопросы планируемого размещения объектов, затрагивающие интересы иных публично-правовых образований. Из текста данной статьи следует четыре принципиальных вывода:
а) закрепление в схеме территориального планирования муниципального района вариантов будущего размещения объектов, затрагивающих, например, интересы Российской Федерации и влекущие изменение границ объектов и земельных участков, находящихся в федеральной собственности, одновременно влечет и обсуждение целого комплекса иных вопросов. Например, в случае согласования с РФ планируемых изменений границ лесного фонда, необходимо (кроме внесения изменений в схему территориального планирования РФ) принятие на федеральном уровне ряда нормативно-правовых актов. Такой вывод следует из ст.11 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», согласно которой перевод земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается, если изменение их целевого назначения предусмотрено, в том числе документами территориального планирования, для строительства и эксплуатации объектов здравоохранения, объектов культурно-бытового, жилищно-коммунального, социального назначения, дорог и других линейных объектов. Следовательно, при подготовке муниципальным районом обоснований к внесению изменений в схему территориального планирования РФ должна быть обоснована необходимость строительства именно указанных объектов и именно на землях лесного фонда.
Кроме того, как следует из ст.15 указанного закона, перевод земель лесного фонда в иные категории земель осуществляется Правительством РФ, поэтому согласование вышеназванных вопросов может быть практически реализовано только после издания Правительством РФ соответствующих нормативных актов.
б) комментируемая статья предусматривает согласование размещения объектов капитального строительства местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на состояние окружающей среды, с федеральными, региональными или муниципальными органами. При этом специфика муниципального уровня заключается в том, «объект капитального строительства местного значения» - это не всегда тоже самое, что «объект капитального строительства, находящийся в муниципальной собственности» (на федеральном уровне чаще всего следует именно такой вывод). Отсюда следует, что органы местного самоуправления муниципального района вправе планировать на схеме размещение объектов, необходимых для обеспечения нормального функционирования муниципального образования, принадлежащих на праве частной собственности гражданам и юридическим лицам. Критерии наличия (отсутствия) негативного воздействия на окружающую среду федерального, регионального, или местного значения определяются в заключении государственной экологической экспертизы (с 1 января 2007 г. в заключение государственной экспертизы проектной документации). В качестве объектов капитального строительства местного значения могут выступать хлебопекарни, объекты придорожного сервиса, лесопилки, объекты по ремонту сельскохозяйственной техники и т.д.
в) количество органов публичной власти, с которыми необходимо проводить согласования документов территориального планирования муниципального района значительно превышает региональный или федеральный уровень, поскольку кроме собственно РФ и субъекта РФ в перечень добавляются соседние муниципальные районы и городские округа, а также все поселения, расположенные в границах муниципального района. Наличие такого объема работы позволяет высказать предложение о создании при главе администрации муниципального района постоянно действующего органа (комиссии) по работе с градостроительной документацией, а также определить последовательность направления проекта схемы различным уровням публичной власти для согласования (например, направление всем субъектам проекта схемы одновременно; направление проекта схемы сначала РФ, потом субъекту РФ, потом остальным публично-правовым образованиям; иная последовательность).
г) как следует из текста комментируемой статьи, законодатель ориентирует органы местного самоуправления муниципального района (равно как и городского округа или поселения) на «опережающую» федеральный и региональный уровень подготовку документов территориального планирования. Действительно, в условиях отсутствия вертикальных (вышестоящих) схем территориального планирования, а также горизонтальных (в иных муниципальных образованиях) схем, органы местного самоуправления свободны в определении планируемых границ и размещении объектов, которые они считают нужным разместить на своей территории. В этом случае процесс согласования границ и объектов с документами территориального планирования иных публично-правовых образований будет носить во многом упрощенный характер, поскольку согласовываться, собственно говоря, схемы муниципального района будут только с уже существующими границами и объектами. Гарантией же от саботажа по согласованию проекта схем на всех уровнях публичной власти будут чч.6-7 комментируемой статьи, согласно которым отсутствие заключений на проект схемы территориального планирования муниципального района означает ее согласование.
Сам же порядок направления проекта схемы на согласование с указанием процедурных (технических) вопросов, будет установлен Правительством РФ.
В части процедуры работы согласительной комиссии, призванной найти компромисс с иными публично-правовыми образованиями по вопросам планируемого размещения объектов и изменения границ, комментируемая статья не содержит никаких новелл (по сравнению с процедурой работы аналогичных комиссий РФ и субъектов РФ) за одним исключением. Оно заключается в том, что глава администрации вправе направить согласованный либо не согласованный в определенной части текст проекта схемы в представительный орган местного самоуправления, который принимает окончательное решение о принятии либо отклонении проекта схемы. На вышестоящих уровнях проекты схем утверждаются органом исполнительной, а не представительной власти.
1. Положениями комментируемой статьи законодатель обозначил особенности тройного согласования (федерального, регионального и местного) проекта схемы территориального планирования муниципального района, которыми представляются:
- определение четырех случаев обязательного согласования проекта схемы территориального планирования муниципального района с Минрегионом России;
- установление трех случаев обязательного согласования проекта схемы территориального планирования муниципального района с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, в границах которого находится муниципальный район;
- обозначение двух категорий вопросов процедуры обязательного согласования проекта схемы территориального планирования муниципального района с Минрегионом России и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;
- определение двух категорий вопросов процедуры обязательного согласования проекта схемы территориального планирования муниципального района с органами местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района;
- установление двух категорий вопросов процедуры обязательного согласования проекта схемы территориального планирования муниципального района с заинтересованными органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, имеющих общую границу с муниципальным районом;
- регламентация запрета на процедуру согласования проекта схемы территориального планирования муниципального района по иным вопросам (не обозначенным в настоящей статье);
- определение максимального срока процедуры согласования проекта схемы территориального планирования муниципального района;
- обозначение процедуры молчаливого согласия при непоступлении от органов государственной власти и местного самоуправления четырех категорий в установленный срок заключения на проект схемы территориального планирования муниципального района;
- установление двух видов заключения на проект схемы территориального планирования муниципального района;
- обозначение порядка образования и срока работы согласительной комиссии;
- регламентация двух документов о результатах работы согласительной комиссии;
- определение содержания результатов работы согласительной комиссии;
- установление порядка принятия решения об утверждении схемы территориального планирования муниципального района или об отклонении такого проекта и о направлении его на доработку.
Согласно рассматриваемым положениям предусмотрено обязательное согласование проекта схемы территориального планирования муниципального района с Минрегионом России в четырех случаях.
2. Нормы ч. 2 комментируемой статьи определяют три случая обязательного согласования проекта схемы территориального планирования муниципального района с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, в границах которого находится муниципальный район, а именно:
1) размещение объектов регионального значения на межселенной территории;
2) предусматривается включение в межселенные территории земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ таких населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения;
3) на территории муниципального района находятся особо охраняемые природные территории регионального значения.
Согласно ч. 2.1 настоящей статьи обозначены две категории вопросов процедуры обязательного согласования проекта схемы территориального планирования муниципального района с Минрегионом России и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
Во-первых, при планировании размещения на межселенной территории объектов федерального (регионального) значения должны быть согласованы границы функциональных зон, в которых планируется размещение таких объектов и (или) местоположение линейных объектов федерального (регионального) значения. Во-вторых, при наличии на территориях муниципального района особо охраняемых природных территорий федерального (регионального) значения проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию в части возможного негативного воздействия планируемых для размещения объектов местного значения муниципального района на такие особо охраняемые природные территории.
3. В правилах ч. 3 комментируемой статьи законодатель установил две категории вопросов процедуры обязательного согласования проекта схемы территориального планирования муниципального района с органами местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района (с аспектами социально-экономического развития таких поселений, а также возможного негативного воздействия данных объектов на окружающую среду на территориях поселений).
4. Комментируемая часть включает две категории вопросов процедуры обязательного согласования проекта схемы территориального планирования муниципального района с заинтересованными органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, имеющих общую границу с муниципальным районом.
Такими вопросами обязательного согласования обозначены: установление на их территориях зон с особыми условиями использования территорий в связи с планируемым размещением объектов местного значения муниципального района, а также размещение объектов местного значения муниципального района, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территориях этих муниципальных образований.
5. В соответствии с рассматриваемыми положениями регламентирован запрет на процедуру согласования проекта схемы территориального планирования муниципального района по иным вопросам (не обозначенным в настоящей статье).
6. Положениями ч. 6 комментируемой статьи законодатель обозначил определение максимального срока процедуры согласования проекта схемы территориального планирования муниципального района, который не может превышать три месяца со дня поступления уведомления об обеспечении доступа к указанному проекту и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования в Минрегион России, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, в границах которого находится муниципальный район, органы местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, органы местного самоуправления муниципальных районов и органы местного самоуправления городских округов, имеющих общую границу с муниципальным районом.
В комментируемой норме отражены все четыре категории субъектов трехуровневой трехмесячной процедуры согласования, которые должны быть уведомлены о предстоящем согласовании.
7. Рассматриваемые нормы определяют процедуры молчаливого согласия при непоступлении в установленный срок от органов государственной власти и местного самоуправления четырех категорий (должны быть уведомлены согласно нормам ч. 6 настоящей статьи) заключения на проект схемы территориального планирования муниципального района.
8. В правилах ч. 8 комментируемой статьи законодатель установил два вида заключения на проект схемы территориального планирования муниципального района (с положениями о согласии или несогласии с проектом схемы территориального планирования муниципального района с обоснованием принятых решений).
9. В правилах ч. 9 комментируемой статьи законодатель установил порядок образования и срок работы согласительной комиссии в случае поступления четырех категорий заключения(-й) органов государственной власти и местного самоуправления с положениями о несогласии с проектом схемы территориального планирования РФ с обоснованием принятого решения.
Решение о создании согласительной комиссии должно быть принято главой местной администрации муниципального района в течение тридцати дней со дня истечения установленного срока согласования такого проекта, а срок работы согласительной комиссии не может превышать три месяца.
10. Комментируемая часть определяет только два вида документов о результатах работы согласительной комиссии, которые должны быть представлены главе местной администрации муниципального района: документ о согласовании проекта с подготовленным для утверждения измененным проектом схемы территориального планирования муниципального района, а также материалы в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам.
11. В соответствии с рассматриваемыми положениями установлено возможное содержание результатов работы согласительной комиссии, включающее, во-первых, предложения об исключении из проекта схемы территориального планирования муниципального района материалов по несогласованным вопросам (в том числе путем их отображения на соответствующей карте в целях фиксации несогласованных вопросов до момента их согласования), во-вторых, план согласования несогласованных вопросов после утверждения схемы территориального планирования муниципального района путем подготовки предложений о внесении в такую схему соответствующих изменений.
12. Положениями части комментируемой статьи законодатель обозначил порядок окончания процедуры согласования проекта схемы территориального планирования муниципального района, согласно которому глава местной администрации муниципального района может принять решение двух видов:
1) о направлении согласованного или несогласованного в определенной части проекта схемы территориального планирования муниципального района в представительный орган местного самоуправления муниципального района для его утверждения в порядке ч. 1 ст. 20 комментируемого Кодекса;
2) об отклонении проекта схемы территориального планирования муниципального района и о направлении его на доработку.
О нормативных правовых актах, регламентирующих порядок подготовки и согласования проектов схем (документов) территориального планирования субъектов РФ (муниципальных образований), см. комментарии к п. 2 ст. 1 комментируемого Кодекса.