Градостроительный кодекс Российской Федерации является комплексным законодательным актом, регулирующим общественные отношения в сфере территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, проектирования и собственно строительства. Необходимость принятия нового Градостроительного кодекса была вызвана рядом причин юридического (необходимость приведения градостроительного законодательства в соответствие с Земельным кодексом РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и другими федеральными законами), экономического (назревшие требования по снижению административных барьеров в строительстве, повышению ответственности участников рынка и защите прав на недвижимость) и социального (необходимость повышения роли общественного участия в принятии градостроительных решений) характера. Кроме того, принятие нового Градостроительного кодекса явилось необходимым условием для формирования рынка доступного жилья и увеличения объемов жилищного строительства.
По своей структуре Градостроительный кодекс состоит из 9 глав.
В первой главе устанавливаются основные понятия, используемые в Кодексе; основные принципы законодательства о градостроительной деятельности; отношения, регулируемые законодательством о градостроительной деятельности, а также субъекты градостроительных отношений. Кодекс определяет совместное ведение Российской Федерации и субъектов РФ по законодательству о градостроительной деятельности (которое относится в первую очередь к сфере административного права) и устанавливает, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ по вопросам градостроительной деятельности не могут противоречить Кодексу и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам.
Во второй главе определяются полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности, а также условия передачи осуществления полномочий Российской Федерации в области градостроительной деятельности и полномочий в области контроля за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Третья глава посвящена вопросам территориального планирования и определяет виды и содержание документов территориального планирования разного уровня, порядок их разработки, согласования и реализации. Особое внимание уделено участию общественности в подготовке проектов правовых актов территориального планирования посредством основной процедуры - публичных слушаний.
В четвертой главе регулируются вопросы, связанные с градостроительным зонированием, описываются назначение и состав правил землепользования и застройки, порядок их подготовки, согласования, обсуждения с общественностью, принятия и применения, виды и характеристики территориальных зон, а также состав градостроительных регламентов, видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Пятая глава определяет процедурные вопросы подготовки градостроительной документации по планировке территории, как то: виды документации по планировке территории, их состав и содержание, порядок подготовки и утверждения.
Шестая глава содержит нормы, регулирующие условия и порядок архитектурно-строительного проектирования, строительства и реконструкции объектов капитального строительства.
Существенный блок вопросов, содержащихся в главе 6.1, связан с саморегулированием в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Информационное обеспечение градостроительной деятельности проводится, как это установлено главой седьмой, посредством специальных информационных систем на уровнях Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, обеспечивающих информационную базу для принятия соответствующих управленческих решений и доступ всех заинтересованных лиц к таким системам.
Юридический механизм ответственности при осуществлении градостроительной деятельности предусмотрен восьмой главой Кодекса. В ней детализированы вопросы возмещения вреда в связи с недостатками работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, а также вреда, причиненного жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц при осуществлении территориального планирования и градостроительного зонирования. Кроме того, определяется общий порядок расследования случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности.
Заключительная - девятая глава Кодекса - закрепляет особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.
С момента принятия Градостроительного кодекса в него неоднократно вносились изменения, вызванные, в целом, вопросами практической реализации его отдельных норм. Наиболее значимые изменения в сфере территориального планирования были внесены Федеральным законом от 20.03.2011 N 41-ФЗ, в соответствии с которыми федеральные, региональные и местные органы власти обязаны обеспечивать доступ к проектам документов территориального планирования и материалам по обоснованию таких проектов, а также к определенной законом информации, необходимой для подготовки таких документов, в специальной информационной системе территориального планирования в сети Интернет.
В Градостроительный кодекс РФ внесены и другие изменения, касающиеся подготовки документов территориального планирования, в том числе уточняющие содержание документов территориального планирования, компетенцию органов власти разных уровней по их разработке, процедуры согласования и утверждения.
Значительное изменение внесено в порядок проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов населенных пунктов. Установлено, что в случае внесения изменений в генеральный план в отношении части территории поселения или городского округа публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков или объектов капитального строительства, находящихся в границах территории поселения или городского округа, в отношении которой осуществлялась подготовка указанных изменений.
Физическим и юридическим лицам предоставлено право осуществлять за свой счет подготовку документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального, регионального и местного значения, что упорядочивает осуществление работы в данной сфере, так как до внесения указанных изменений нормы ст. ст. 45, 46 Градостроительного кодекса можно было трактовать неоднозначно. Кроме того, продлен (до 31.12.2012) переходный период повсеместного введения документов территориального планирования и градостроительного зонирования.