СТ 20 ГрК РФ.
1. Схема территориального планирования муниципального района, в том числе внесение
изменений в такую схему, утверждается представительным органом местного самоуправления
муниципального района.
2. Подготовка проекта схемы территориального планирования муниципального района
осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом
региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, а также с учетом
предложений заинтересованных лиц.
3. Проект схемы территориального планирования муниципального района до ее утверждения
подлежит в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке,
установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом
исполнительной власти.
4. Утратила силу.
5. Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту схемы
территориального планирования муниципального района.
6. Утратила силу.
7. Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их
права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения схемы
территориального планирования муниципального района, вправе оспорить схему территориального
планирования муниципального района в судебном порядке.
8. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти
субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические
и юридические лица вправе представить в органы местного самоуправления муниципального района
предложения о внесении изменений в схему территориального планирования муниципального
района.
9. Внесение изменений в схему территориального планирования муниципального района
должно осуществляться в соответствии с требованиями, предусмотренными настоящей статьей и
статьями 9 и 21 настоящего Кодекса.
Как уже отмечалось выше, третья глава ГрК РФ содержит типовую схему подготовки и утверждения схемы территориального планирования на всех уровнях публичной власти. На муниципальном уровне при этом различается подготовка документов территориального планирования муниципального района и городского округа (поселения). При всей стандартности данной процедуры представляется очевидным наличие неких содержательных отличий. Так, при подготовке проекта схемы территориального планирования муниципального района ее разработчиками будут учитываться интересы сельских жителей с соответствующей спецификой перечня и характера размещения планируемых объектов. Соответственно, предложения заинтересованных лиц будут касаться, по своей сути, более бытовых и локальных вопросов.
Разработка проекта рассматриваемой схемы будет осуществляться архитектором района и его аппаратом ввиду ограниченной возможности привлечения представителей квалифицированной общественности и высших учебных заведений. В качестве варианта разработки проекта такой схемы может быть привлечение на общественной или договорной основе специализированных коммерческих или некоммерческих организаций архитектурно-градостроительного профиля из близлежащих городских округов. В любом случае при разработке проекта схемы будут учитываться положения о территориальном планировании, содержащиеся в схемах территориального планирования РФ и субъектов РФ, генеральных планах поселений, региональные и местные нормативы градостроительного проектирования, комплексные программы развития муниципального района (в случае наличия таковых), предложения заинтересованных лиц.
Проект схемы должен быть направлен не только в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (вероятно, им будет не Правительство РФ, а территориальный орган министерства регионального развития), но и высший исполнительный орган субъекта РФ (при котором предположительно будет создана специальная комиссия, занимающаяся разработкой региональных проектов схем территориального планирования и подготовкой проектов заключений на федеральные и муниципальные проекты схем территориального планирования), в соседние (граничащие) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, и, наконец, органы местного самоуправления поселений, входящих в состав данного муниципального района. Давать оценку проекта такой схемы будут должностные лица администрации муниципального района, а в случае положительной оценки, глава администрации будет вносить проект схемы на утверждение представительного органа муниципального района.
1. Положениями комментируемой статьи законодатель обозначил особенности правового механизма подготовки и утверждения схемы территориального планирования муниципального района, которые включают в себя:
- определение полномочий представительного органа местного самоуправления муниципального района на утверждение (внесение изменений) в схему территориального планирования муниципального района;
- установление трех обязательных условий подготовки проекта схемы территориального планирования муниципального района;
- обозначение обязательного порядка согласования схемы территориального планирования муниципального района до ее утверждения;
- определение права заинтересованных лиц представить свои предложения по проекту схемы территориального планирования муниципального района;
- регламентация права оспаривания схемы территориального планирования муниципального района в судебном порядке правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения такой схемы;
- установление права органов государственной власти и местного самоуправления, а также заинтересованных лиц представить в органы местного самоуправления муниципального района предложения о внесении изменений в схему территориального планирования муниципального района;
- определение порядка внесения изменений в схему территориального планирования муниципального района.
В соответствии с нормами ч. 1 комментируемой статьи утверждение (внесение изменений) в схему территориального планирования муниципального района входит в сферу полномочий представительного органа местного самоуправления муниципального района.
2. Рассматриваемые нормы определяют три обязательных условия подготовки проекта схемы территориального планирования муниципального района, в том числе соответствие требованиям ст. 9 настоящего Кодекса (главным образом ч. ч. 5 и 6 - об основаниях программно-стратегического характера подготовки таких документов и учете действующих положений о территориальном планировании), региональным и (или) местным нормативам градостроительного проектирования, а также учет предложений заинтересованных лиц.
3. В правилах комментируемой части законодатель установил обязательный порядок согласования схемы территориального планирования муниципального района до ее утверждения, включающий исполнение требований ст. 21 Кодекса, а также порядок, установленный уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (см. комментарии к ч. 3 ст. 18 Кодекса).
4. В соответствии с положениями ч. 5 комментируемой статьи законодатель обозначил права заинтересованных лиц представить свои предложения по проекту схемы территориального планирования муниципального района.
Нормы ч. 7 настоящей статьи определяют правовые основы порядка судебного оспаривания схемы территориального планирования муниципального района правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения такой схемы.
Об общепризнанном принципе обязательной судебной защиты нарушенных прав и основах правового регулирования арбитражного производства при обжаловании решений, действий (бездействия) в сфере градостроительной деятельности см. комментарии к ч. 8 ст. 55.6 Кодекса.
5. В правилах ч. ч. 8 и 9 комментируемой статьи законодатель установил право органов государственной власти и местного самоуправления, а также заинтересованных лиц представить в органы местного самоуправления муниципального района предложения о внесении изменений в схему территориального планирования муниципального района, которое согласно части 9 рассматриваемой статьи осуществляется в соответствии с требованиями настоящей статьи и ст. ст. 9, 21 Кодекса.
Следует добавить, что согласно п. 17 ст. 1 Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ с целью оптимизации процедур территориального планирования из содержания комментируемой статьи изъяты ч. ч. 4 и 6 о порядке опубликования проекта и самой схемы территориального планирования муниципального района, так как упрощенный порядок их опубликования до 1 сентября 2011 г. определен в ст. 11 Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ.