СТ 15 ГрК РФ.
1. Схема территориального планирования субъекта Российской Федерации, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
1.1. Подготовка проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных нормативов градостроительного проектирования.
2. Утратила силу.
3. Проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации до ее утверждения подлежит обязательному согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с субъектом Российской Федерации, обеспечившим подготовку проекта схемы территориального планирования, и органами местного самоуправления муниципальных образований, применительно к территориям которых подготовлены предложения по территориальному планированию, в порядке, установленном статьей 16 настоящего Кодекса.
4. Утратила силу.
5. Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации.
6. Утратила силу.
7. Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, вправе оспорить схему территориального планирования субъекта Российской Федерации в судебном порядке.
8. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе представить предложения о внесении изменений в схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации.
9. Внесение изменений в схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации должно осуществляться в соответствии с требованиями, предусмотренными настоящей статьей и статьями 9 и 16 настоящего Кодекса.
10. Состав, порядок подготовки проектов схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, порядок внесения изменений в такие схемы устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации.
11. В случае, если на межселенных территориях расположены вахтовые и иные временные поселки, созданные до 1 января 2007 года в границах земель лесного фонда для заготовки древесины (далее - лесные поселки), или военные городки, созданные в границах лесничеств на землях лесного фонда или землях обороны и безопасности для размещения впоследствии упраздненных воинских частей (подразделений), соединений, военных образовательных организаций высшего образования, иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны (далее - военные городки), образование на межселенных территориях населенных пунктов из таких лесных поселков и военных городков осуществляется с учетом положений частей 20 - 26 статьи 24 настоящего Кодекса.
1. При анализе содержания и расположения статей данной главы ГрК РФ становится очевидным четыре позиции законодателя:
а) содержание, порядок подготовки и утверждения, согласования и реализации схем территориального планирования всех уровней (РФ, субъект РФ, муниципальное образование) практически одинаковый, а местами дословно одинаковый (хотя мы полагаем, что должен быть разным).
б) существует динамика уменьшения заложенных параметров, количества, содержания и видов схем от высшего (РФ) к нижестоящему (субъект РФ) уровню территориального планирования. Точно также уменьшается и количество объектов и их границ, самостоятельно утверждаемых нижестоящим уровнем территориального планирования. Например, субъект РФ уже не определяет, где разместить объекты обороны и безопасности, а лишь фиксирует на своей карте вышеутвержденные параметры, виды объектов и их границы.
в) менее жесткий порядок обеспечения секретности. Если на федеральном уровне подчеркивается необходимость обеспечения режима государственной тайны при подготовке и утверждении схем территориального планирования, то на региональном уровне таких ограничений уже нет.
г) органы исполнительной власти субъектов РФ, в императивной форме обязанные осуществлять разработку документов территориального планирования в срок до 1 января 2006 г., имеют возможность не дожидаясь разработки схемы территориального планирования Российской Федерации начать процедуру разработки своей схемы с последующим внесением в нее изменений и отражения объектов и их границ федерального значения.
Следовательно, налицо возможность встречного движения территориального планирования различных уровней, которое должно вестись постоянно.
Все отличия предусмотренной настоящей статьей процедуры подготовки и утверждения схем территориального планирования субъекта РФ от федеральной схемы (см. комментарий ст.11) незначительны, и притом вызваны объективными формальными обстоятельствами. Например, федеральные нормативно-правовые акты публикуются в «Российской газете», а региональные – в областных газетах. Например, в Волгоградской области официальным опубликованием актов Главы Администрации Волгоградской области считается публикация их текстов в газете «Волгоградская правда». Другое отличие от подготовки проекта федеральной схемы заключается в том, что схема субъекта РФ подлежит согласованию, как с федеральными органами, так и органами местного самоуправления и органами исполнительной власти соседних субъектов РФ. Проект же федеральной схемы, как следует из ст.12 ГрК РФ, подлежит согласованию в соответствующей части и только с теми субъектами РФ, которых планируемое изменение границ или размещение объектов непосредственно затрагивает.
2. Как следует из ч.5 комментируемой статьи, заинтересованные лица (граждане и юридические лица) могут вносить свои предложения по проекту схемы регионального территориального планирования. Представляется, что данные предложения могут касаться широкого круга вопросов, например, вопросов изменения места прохождения (географических координат) автомобильной трассы областного значения с тем, чтобы она прошла через определенные населенные пункты. Заинтересованность представителей малого бизнеса тут очевидна и связана с повышением торгового оборота. Интерес органов местного самоуправления, которые могут поддержать подобные предложения заинтересованных лиц, также понятен: торговые точки будут располагаться на земельных участках, которые орган местного самоуправления сможет предоставить представителям малого бизнеса в аренду. Соответствующие суммы, полученные в счет арендной платы, смогут пополнить бюджет муниципального образования.
3. Как и в случае с проектом федеральной схемы территориального планирования, ГрК РФ прямо не называет разработчиков схемы территориального планирования субъектов РФ. Как и в случае с проектом федеральной схемы, в числе разработчиков могут быть:
а) комиссия по разработке проекта территориальной схемы, в состав которой могут входить должностные лица регионального комитета (отдела, департамента, министерства) по вопросам архитектуры и градостроительства с привлечением представителей иных структурных подразделений регионального органа исполнительной власти, либо без такового. Комиссия может носить межведомственный совещательный (координационный) характер и проводить свои заседания на постоянной либо временной основе; обсуждать только вопросы, связанные с разработкой схемы территориального планирования (подготовка, внесение изменений, обсуждение проектов схем соседних регионов, присланных на согласование, работа с муниципальными проектами схем территориального планировании), либо иметь полномочия и по иным актуальным для субъекта РФ вопросам.
б) создание федеральных округов создало стимул руководителям высших исполнительных органов власти субъектов РФ по созданию «губернаторских округов» (региональных округов), которые созданы в ряде субъектов РФ. Такие «субмуниципальные» округа решают ряд социально-экономических вопросов, и вправе принять участие в разработке регионального проекта схемы территориального планирования, отразив при ее составлении интересы соответствующих, входящих в «субокруг», муниципальных образований.
в) обычным явлением для большинства субъектов РФ является создание общественной приемной (научного центра, консультационной комиссии и т.д.) при высшем исполнительном органе субъекта РФ. В состав такого консультационного органа могут входить представители различных общественных наук. По решению высшего исполнительного органа субъекта РФ, такая комиссия (при методической поддержки органа архитектуры и градостроительства субъекта РФ) может осуществить подготовку проекта схемы территориального планирования (ее части) субъекта Российской Федерации.
г) высший исполнительный орган субъекта РФ может объявить конкурс (выделить грант) на разработку проекта схемы территориального планирования субъекта РФ. Участие в таком конкурсе могли бы принять архитектурно-градостроительные вузы (если таковые есть в субъекте РФ), коммерческие структуры, осуществляющие профессиональную архитектурно-градостроительную деятельность, и все иные заинтересованные лица, отвечающие условиях конкурса. Оценивать работы участников конкурса мог бы, например, консультационный орган при высшем исполнительном органе субъекта РФ.
1. Положениями комментируемой статьи законодатель обозначил правовые основы процедур подготовки и утверждения схем территориального планирования субъектов РФ, которые включают:
- полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ утверждать и вносить изменения в схемы территориального планирования субъектов РФ;
- условие обязательного согласования с тремя категориями заинтересованных органов власти и самоуправления согласно нормам ст. 16 настоящего Кодекса проектов схем территориального планирования субъектов РФ до их утверждения;
- право заинтересованных лиц представить свои предложения по проектам схем территориального планирования субъектов РФ;
- право оспаривания схемы территориального планирования субъектов РФ в судебном порядке правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения такой схемы;
- право представить предложения о внесении изменений в схемы территориального планирования субъектов РФ органами государственной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления, заинтересованными лицами;
- определение порядка внесения изменений в схемы территориального планирования субъектов РФ в соответствии с требованиями правил настоящей статьи и ст. ст. 9, 16 Кодекса;
- полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ в соответствии с настоящим Кодексом, законами субъектов РФ устанавливать состав, порядок подготовки проектов схем территориального планирования субъектов РФ, а также порядок внесения изменений в такие схемы.
В нормах ч. 1 и ч. 10 комментируемой статьи реализуются полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере градостроительной деятельности, установленные п. 1 ст. 7 Кодекса.
Следует отметить, что правовые основы процедур подготовки и утверждения схем территориального планирования субъектов РФ повторяют аналогичные нормы в отношении схем территориального планирования РФ (см. ст. 11 Кодекса), за исключением полномочий по утверждению схем, субъектов их разработки и утверждения, а также субъектов и применяемых норм (ст. 16 Кодекса) согласования схем территориального планирования субъектов РФ.
2. В правилах ч. 3 комментируемой статьи законодатель установил условие обязательного согласования с тремя категориями заинтересованных органов власти и самоуправления согласно нормам ст. 16 настоящего Кодекса проектов схем территориального планирования субъектов РФ до их утверждения. При этом такое согласование в порядке ст. 16 Кодекса проводится с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, имеющих общую границу с субъектом РФ, которые обеспечили подготовку проекта схемы территориального планирования, и органами местного самоуправления муниципальных образований, применительно к территориям которых подготовлены предложения по территориальному планированию.
3. Положениями ч. 5 рассматриваемой статьи установлено право заинтересованных лиц представить свои предложения по проектам схем территориального планирования субъектов РФ.
Нормы ч. 7 настоящей статьи определяют право оспаривания схемы территориального планирования субъектов РФ в судебном порядке правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения такой схемы.
Об общепризнанном принципе обязательной судебной защиты нарушенных прав и основах правового регулирования арбитражного производства при обжаловании решений, действий (бездействия) в сфере градостроительной деятельности см. комментарии к ч. 8 ст. 55.6 Кодекса. О конституционных гарантиях судебной защиты интересов заинтересованных лиц см. комментарии к ч. 9 ст. 11 Кодекса.
4. В правилах ч. 8 комментируемой статьи законодатель установил право представить предложения о внесении изменений в схемы территориального планирования субъектов РФ органами государственной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления, заинтересованными лицами.
Часть 9 рассматриваемой статьи включает определение порядка внесения изменений в схемы территориального планирования субъектов РФ в соответствии с требованиями правил настоящей статьи и ст. ст. 9, 16 Кодекса.
5. В соответствии с положениями ч. 10 рассматриваемой статьи обозначены полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов РФ устанавливать состав, порядок подготовки проектов схем территориального планирования субъектов РФ, а также порядок внесения изменений в такие схемы.
Отметим, что в нормах ч. 10 комментируемой статьи реализуются полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере градостроительной деятельности, установленные п. 1 ст. 7 Кодекса.