СТ 14 ГрК РФ.
1. Документами территориального планирования субъекта Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации. Подготовка указанных схем может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, а также в отношении одной или нескольких областей, указанных в части 3 настоящей статьи.
2. Подготовка схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации может осуществляться применительно ко всей территории субъекта Российской Федерации или к ее частям.
3. Схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся к следующим областям:
1) транспорт (железнодорожный, водный, воздушный транспорт), автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
2) предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий;
3) образование;
4) здравоохранение;
5) физическая культура и спорт;
5.1) энергетика;
6) иные области в соответствии с полномочиями субъектов Российской Федерации.
4. В положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования субъекта Российской Федерации, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов регионального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, муниципального округа, городского округа, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.
5. На картах планируемого размещения объектов регионального значения отображаются планируемые для размещения объекты регионального значения.
6. Утратила силу.
7. К схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации прилагаются материалы по обоснованию этих схем в текстовой форме и в виде карт.
8. Материалы по обоснованию схем территориального планирования субъекта Российской Федерации в текстовой форме содержат:
1) сведения об утвержденных документах стратегического планирования Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указанных в части 5.1 статьи 9 настоящего Кодекса, о национальных проектах, межгосударственных программах, об инвестиционных программах субъектов естественных монополий, о решениях органов государственной власти, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов регионального значения;
2) обоснование выбранного варианта размещения объектов регионального значения на основе анализа использования соответствующей территории, возможных направлений ее развития и прогнозируемых ограничений ее использования;
3) оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов регионального значения на комплексное развитие соответствующей территории;
4) сведения об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении твердых коммунальных отходов, содержащиеся в территориальных схемах в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
9. Карты, включаемые в состав материалов по обоснованию схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, составляются применительно к территории, в отношении которой разрабатывается схема территориального планирования субъекта Российской Федерации. На указанных картах отображаются:
1) границы муниципальных образований - муниципальных округов, городских округов, муниципальных районов, поселений, утвержденные в установленном порядке законом субъекта Российской Федерации;
2) объекты капитального строительства, иные объекты, территории, зоны, которые оказали влияние на определение планируемого размещения объектов регионального значения, в том числе:
а) планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований;
б) особые экономические зоны;
в) особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения;
г) территории объектов культурного наследия, территории исторических поселений федерального значения и территории исторических поселений регионального значения;
д) зоны с особыми условиями использования территорий;
е) территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
е.1) объекты, используемые для утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов и включенные в территориальную схему в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;
ж) иные объекты, иные территории и (или) зоны.
10. Утратила силу.
11. Утратила силу.
1. Документы территориального планирования субъекта РФ представляют собой комплект материалов, раскрывающих в территориально-планировочном аспекте перспективы развития конкретного региона. Документация уровня субъекта РФ предназначена для грамотной и планомерной градостроительной организации территории в пределах установленных границ субъекта РФ, и целенаправленного ее развития на основании принципов, обозначенных в документации территориального планирования уровня Российской Федерации.
Целевая установка разработки документов территориального планирования субъектов РФ заключается в определении перспектив развития территории в полном соответствии с ее ресурсным потенциалом, обеспечение наиболее рационального размещения объектов энергетических систем регионального значения; объектов транспорта, путей сообщения, информации и связи регионального значения; упорядочения выделения границ территории и их зонирования. Исходя из целей определяются задачи, решаемые в рамках выполнения проекта территориального планирования: подготовка материалов обоснования проекта схемы территориального планирования субъектов РФ (пп. 1-4 ч. 8 комментируемой статьи); предложения по территориальному планированию (п.2 ч.9).
При подготовке материалов обоснований следует руководствоваться определенной методикой, заключающейся в поэтапном последовательном выполнении операций. Первым этапом подготовки этих материалов является сбор информации о состоянии соответствующей территории в текстовой и картографической формах. Сбор информации по возможности должен дать наиболее полное представление о рассматриваемой территории, получить сведения, необходимые и достаточные для принятия решений, связанных с оценкой ее фактического состояния. Оценка территории является следующим формальным этапом выполнения работ по обоснованию проектов схем территориального планирования субъекта РФ. Эта процедура включает несколько отдельных блоков задач: анализ природных условий и ресурсов, динамики размещения объектов капитального строительства и населения на территории; установление характера и систематизация ресурсных площадок, необходимых для реализации функций субъекта Российской Федерации. Материалы, выполненные в ходе анализа территории, представляют собой качественные и количественные результаты состояния территории.
Количественные данные представляются в форме таблиц, графиков, схем, текстовых материалов. Качественные данные на этапе оценки территории касаются таких объектов, как ландшафт, рельеф, растительность. Поэтому для фиксации результатов наиболее оптимальным методом работы с этими материалами является картографическая оценка. Она предусматривает постепенный переход от отдельных (компонентных) карт, выполненных в разных масштабах, к комплексным оценочным и сводным картам организации территории.
Анализ территории представляет собой комплекс исследований, направленных на выявление специфических особенностей рассматриваемой территории, на основе которых могут быть определены объективные направления перспективного ее использования в различных целях и обеспечены наиболее эффективные способы эксплуатации природных ресурсов. Последнее положение имеет особое значение, поскольку установленный ГрК РФ (ст. 16) порядок согласования проекта схемы территориального планирования субъекта РФ подчеркивает недопустимость таких видов использования территории, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду.
При анализе состояния территории в составе процедуры обоснования целесообразно принять системный подход. Он заключается в интегральной оценке данных. Комплекс ресурсов оценивается с различных точек зрения, с позиций интересов разных уровней, как Российской Федерации, так и отдельных муниципальных образований и населенных пунктов. В отличие от верхнего уровня планирования (Российской Федерации) на уровне субъекта РФ важно произвести оценку существующих технико-экономических показателей использования территории, различных инженерных и технологических аспектов.
В процессе выполнения анализа информации о состоянии территории приходится иметь дело с различными характеристиками, отражающими специфические особенности региона: данные о климате, о породном и возрастном составе леса, поверхностных водах, их расчеты расхода и стока, о размещении и возможности рекультивации отвалов различных пород. В целом эти характеристики определяют потенциальные возможности территории для устойчивого развития (освоения территории), раскрывают перспективы использования территории, показывают степень ее благоприятности (сложности, невозможности) для размещения отдельных зон или объектов капитального строительства.
2. Материалы анализа состояния территории подготавливаются по двум направлениям: анализ природных условий и ресурсов. Они отражаются в оценке их градообразующей роли и установлении действующих приоритетных факторов, способных оказать наиболее заметное влияние на последующее развитие территории.
Природные ресурсы оцениваются по следующим группам: ресурсы территориальные, воздушного бассейна, биологические, минеральные, водные и эстетические. При оценке ресурсов этого типа их принято классифицировать в три категории: лимитирующие, активные и ведущие (в зависимости от вида ресурса и от степени его распространенности и важности для конкретного региона). Компоненты природной среды (природные ресурсы) оказывают неодинаковое воздействие на территорию в связи с наличием специфических (региональных) особенностей у каждого фрагмента территории. Результаты исследования компонентов природной среды фиксируются в соответствующих схемах, отражающих специфику влияния фактора:
а) территориальные ресурсы (оценивается наличие ценных сельскохозяйственных земель, их соотношение с землями иных категорий, параметры использования, не допускающие дальнейшее уплотнение, негативные изменения в природной среде, снижение ее устойчивости к нагрузкам);
б) ресурсы воздушного бассейна (влияние источников загрязнения воздуха: пыли, сернистого газа, окиси углерода, золы, сернистого ангидрида; характер распространения очагов загрязнения воздуха; определение площадок наивысших концентраций вредных веществ);
в) биологические ресурсы (изменение площадей пахотных, сельскохозяйственных и сенокосных и других угодий почв, видового состава растительного и животного мира);
г) минерально-сырьевые ресурсы группируются по виду сырья, его количеству и запасам: первая группа – уникальные месторождения нефти, газа, каменного угля, железных руд; вторая группа – месторождения гипса, бурого угля, песков; третья группа – торф, сырье для производства строительных материалов, минеральных красителей (расчет глубины залегания ресурсов, площадь, мощность пластов, обводненность, удаленность месторождений от населенных пунктов);
д) водные ресурсы (обеспеченность ими хозяйственно-питьевого и промышленного водоснабжения территории, потребность в увеличении водообеспеченности и возможные градостроительные мероприятия – создание водохранилищ, сети прудов, использование вод озер) учитывают посредством объема стока с площади воды сборного бассейна, объем воды в водоемах и расход ее (испарение, фильтрационные потери), суммирование запасов подземных и поверхностных вод, устанавливаемые нормы потребления воды, исходя из расчета на 1 жителя в сутки.
Материалы обоснования проекта схемы территориального планирования субъекта РФ должны также содержать текстовые сведения, в которых отражаются результаты проведенного анализа. Картографическая покомпонентная оценка природных ресурсов позволяет получить объективную картину современного состояния территории.
3. Характер сочетания природных компонентов на территориях различных субъектов РФ не одинаков. Поэтому не может быть постоянным набор параметров состояния среды. Для того чтобы процедура оценки могла в меньшей степени зависеть от вариантов сочетания компонентов среды, используется их группировка. Выделяются компоненты: имеющие наибольшее значение при оценке территории; определяющие условия расселения, рекреационные возможности территории, варианты ее градостроительного освоения (реконструкции); характеризующие условия воспроизводства ресурсов.
Первая группа компонентов (геологическое строение территории, рельеф местности, густота расчленения рельефа, уклоны поверхности, инженерно-геологические условия); вторая группа компонентов (гидрогеологические, гидрологические условия, климат, микроклимат); третья группа компонентов (почвы, растительность и животный мир).
Материалы покомпонентной оценки территории являются основой для выполнения сводной оценки территории по природным ресурсам. Оно выражается в разработке комплекса планировочных схем, в каждой из которых отражаются результаты влияния совокупности природных условий на определение вида градостроительного использования территории. На каждой схеме изображаются территории (зоны), дифференцированные в соответствии с имеющимся природно-ресурсным потенциалом: благоприятные для освоения; ограниченно благоприятные для освоения; неблагоприятные для освоения.
Также выполняется комплексная оценка территории по группе антропогенных факторов (факторов, обусловленных процессами жизнедеятельности человека), среди которых: обеспеченность территории транспортными и инженерными сетями и сооружениями, предприятиями различного профиля; транспортная доступность основных центров; санитарно-гигиенические условия; архитектурно-эстетические достоинства ландшафтов.
Инженерная инфраструктура территории – совокупность транспортных, водохозяйственных, энергетических и других коммуникаций и учреждений, способствующих эффективному функционированию градостроительной системы, - рассматривается в материалах обоснования покомпонентно.
Схему оценки территории по транспортному обслуживанию разрабатывают с учетом всех существующих средств транспорта и сетей транспортного сообщения (автомобильных, железнодорожных, водных, воздушных). На схеме выделяют отдельные виды транспортных сетей (железные дороги, автодороги, водные артерии), крупные транспортные узлы, дифференцируют (зонируют) территорию по степени ее транспортной обеспеченности в зависимости от видов использования территории на благоприятные, ограниченно благоприятные, необслуживаемые (неблагоприятные).
Схема инженерного обеспечения включает оценку территории путем определения удаленности отдельных участков территории от существующих (строящихся) головных сооружений, способных нормально функционировать в пределах определенного радиуса рационального присоединения новых потребителей, а также выделение участков территории, на которых полностью покрыта потребность в инженерном обеспечении. Как правило, на схеме указываются различные виды градостроительных мероприятий (модернизация, реконструкция, строительство новых, демонтаж существующих объектов) применительно к следующим системам: инженерному водообеспечению и водоотведению, энергообеспечению. Системы инженерного водообеспечения ранжируются в зависимости от типа инженерных систем на централизованные и локальные в соответствии с территориями (зонами) обслуживаемыми ими.
Графическое наполнение в значительной степени зависит от того, какими видами инженерных систем и сооружений обеспечена территория субъекта РФ. В основном в укрупненных показателях на схеме дается оценка тому, каким образом функционируют системы водообеспечения (водоотведения) и энергоснабжения. По первому типу систем приводятся и анализируются данные: состояния водных ресурсов и сложившаяся структура водопользования, необходимые объемы водопотребления и сточных вод; потенциальные параметры водопотребления; характеристики водообеспеченности отдельных участков территории, отличающиеся от прочих спецификой водопользования, водообеспечения и водопотребления в соответствии с общими перспективами развития населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Энергообеспечение оценивается в соответствии с различными видами топлива по следующим позициям: общее состояние топливно-энергетических ресурсов территории и выявление наиболее проблемных участков энергосбережения, определение потенциальных возможностей использования энергоресурсов, определение объемов потребления энергии и топлива основными группами потребителей; составление перспективного топливно-энергетического баланса территории, перспективы развития крупных объектов топливно-энергетической базы.
Схема санитарно-гигиенических условий территории разрабатывается на основании действующих стандартов и технических регламентов (ими определяется перечень (количество) и качество ограничений). Особенность составления этой схемы состоит в том, что один и тот же фактор может оказывать неравноценное воздействие на развитие территории и рассматриваться двояко: как ухудшающий состояние территории и как улучшающий. Например, он может при оценке территории охраняемого ландшафта для целей строительства является ограничивающим, а для целей рекреационного использования или природоохраны является стимулирующим. В зависимости от особенностей конкретной территории выделяются различные ее элементы по санитарно-гигиеническим показателям. Обычно выделяют такие элементы как санитарно-защитные зоны промышленных предприятий, санитарные разрывы, некоторые виды охранных зон.
Архитектурно-ландшафтная оценка территории преследует цели установления объективной ценности природных и антропогенных ландшафтов с точки зрения их благоприятного визуального восприятия. Для обоснования вариантов решения задач и обоснования вариантов территориального планирования на уровне субъекта РФ при оценке информации о состоянии территории выполняется оценка населения и трудовых ресурсов.
Выполнение в составе материалов обоснования этих разработок необходимо, так как трудовые ресурсы рассматриваются в качестве одного из равноценных факторов развития наряду с природными и антропогенными факторами.
Для выполнения раздела анализа «Население и трудовые ресурсы» требуется наличие материалов и выводов, собранных, обработанных и сформулированных соответствующими органами (статистики и органов управления субъектов РФ) – службы по труду и занятости, комитетов по промышленности и сельскому хозяйству. Обязательным условием этой информации является ее полнота и достоверность. Полученные данные о населении группируются по следующим разделам:
- численность населения (динамика численности, факторы, вызывающие эти изменения, сокращение (прирост) населения, общий характер миграции, выявление населенных пунктов с различной динамикой численности населения; схемы - а) естественного движения населения с указанием по годам рождаемости и смертности; б) естественный прирост населения, чел/тыс. жит.;
- половозрастная структура с выделением трех категорий: моложе трудоспособного возраста, трудоспособный возраст, старше трудоспособного возраста; сравнение в удельных величинах отдельных поселений на территории субъекта РФ по половозрастной структуре; определение диспропорций в соотношении полов (преобладание доли мужчин или женщин);
- плотность населения (изменение во времени, характер размещения жителей по территории, выделение наиболее плотных участков субъектов РФ, причины, способствующие повышению плотности и концентрации населения, а также участков с низкой плотностью населения; территории (районы) сосредоточения абсолютного количества трудоспособного населения, ареалы тяготения к агломерационным районам; соответствие показателей плотности населения и обеспеченности территории трудоспособными ресурсами, коэффициент демографической нагрузки на трудоспособное население (соотношение нетрудоспособного к трудоспособному населению, его сравнение со среднероссийским, сокращение (увеличение) показателя (коэффициента));
- образовательный уровень населения (дифференциация населения в соответствии с образовательным уровнем по нескольким категориям: среднее, средне-специальное, незаконченное высшее, высшее, высшее дополнительное; и по половозрастному признаку, выделение территорий (районов), имеющих наиболее высокие и низкие показатели образовательного уровня; размещение на территории субъекта Российской Федерации объектов, представляющих образовательные услуги, ранжирование объектов на государственные и негосударственные с указанием количества обучающихся в них);
- национальный состав (дифференциация населения в соответствии с выделением долей населения различных национальностей; динамика роста (уменьшения) количества населения определенных национальностей; ранжирование территории в соответствии с полифункциональным (многофункциональным) национальным составом населения.
Наличие вышеназванных сведений о населении не достаточно для того, чтобы определить перспективы развития территории субъекта РФ.
Для уточнения направлений градостроительной деятельности в области размещения объектов энергетики, транспорта, связи, капитального строительства необходимо разработать схему размещения трудовых ресурсов. В этой схеме необходимо отразить специфику территориального размещения той части населения, потенциал которой позволяет рассматривать ее как один из видов ресурса. Особое внимание следует уделить тому, каким образом соотносятся на одних и тех же территориях характеристики населения и характеристики трудовых ресурсов. Общая тенденция интенсивного градостроительного развития, пришедшая на смену экстенсивному развитию территории, оказывает влияние на тенденцию размещения трудовых ресурсов. Отсутствие реальной потребности в освоении (приращении) дополнительных участков территории во многом обусловлено существующими тенденциями, включая снижение общего количества населения и его трудоспособной части. Структура интенсивного территориального использования изображается на схеме в соответствии с видами деятельности, реализуемыми существующими трудовыми ресурсами. На схеме также указывается соотношение секторов трудовой занятости: государственного, муниципального и частного, каждый из которых в свою очередь дифференцируется на основные направления: социальная сфера, управление, производство, сфера услуг; уточняется количество трудоспособного населения в границах каждого муниципального образования субъекта Российской Федерации (тысяч человек).
4. Полученные материалы схем и сведений, содержащихся в пояснительных записках к ним, описывают существующее состояние и позволяют на их основе прогнозировать дальнейшее развитие структуры населения. При этом исходят из совокупности происходящих на территории социально-экономических процессов. Составляется схема территориального прогнозирования численности и воспроизводства населения. Для этого используется демографическая гипотеза развития муниципальных образований, учитывающая как естественное воспроизводство населения, так и его миграционную подвижность. При обосновании гипотезы исходят из тех предпосылок, что от характера интенсификации деятельности напрямую зависит потребность этих видов деятельности в трудовых ресурсах, их количественном и качественном составе, направлении размещения-концентрации (деконцентрации). На прогнозных схемах изображаются варианты территориального размещения населения, предполагающие продолжение существующих тенденций либо отличающиеся от существующих, рассчитанные на изменение социально-экономических условий.
В соответствии с этими вариантами выделяются территории, использующие в перспективе потребность в трудовых ресурсах, либо их избыток. Исходя из этого планируют дальнейшее развитие территории, объектов регионального значения, выделяют проблемные территории и обозначают мероприятия, позволяющие ликвидировать проблемы градостроительные методами. Также приводятся количественные характеристики, параметры, иллюстрации прогнозного состояния.
5. Наличие комплекса обосновывающих материалов является основанием для того, чтобы приступить к следующей стадии выполнения проекта схемы территориального планирования: разработка схем, содержащих положения о планировании. Планируемое размещение объектов энергетических систем, транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения устанавливается по результатам комплексной оценки. Она позволит получить наиболее оптимальное решение выявленных в процессе анализа проблем.
Предложения по территориальному планированию развития территории субъекта РФ (п. 2 ч. 9 комментируемой статьи) включают различные материалы. Среди них материалы, регламентирующие размещение территории по зонам, выделенным в соответствии с характером и уровнем обустроенности и освоенности территории. Дифференциация территории по этому признаку позволяет решить целый ряд проблем, таких как: выделение границ, расположенных в пределах субъекта РФ, муниципальных образований (городских округов, муниципальных районов, поселений); выделение границ зон с особыми условиями использования территории, в том числе особо ценных историко-культурных и (или) природных ландшафтов, где должна ограничиваться степень хозяйственного освоения территории и преобразования сложившегося облика материальной среды; определение участков, имеющих по комплексу факторов наибольшие предпосылки для размещения объектов капитального строительства.
На территории различных субъектов РФ устанавливается различное количество зон по характеру освоения. Как правило, выделяются следующие зоны: высокоурбанизированной среды, урбанизированной среды, слабоурбанизированной среды, низкоурбанизированной среды (слабо освоенной природной территории с сетью средних и малых населенных пунктов). На соответствующих схемах наносятся указанные зоны, приводится перечень показателей, раскрывающих специфику каждой из них, а также дополнительные сведения, определяющие приоритетные направления градостроительного развития территории.
Эта процедура позволяет, главным образом, регулировать уровень интенсивности хозяйственного освоения территории и (или) преобразования сложившегося облика среды. В зависимости от типа регулируемой среды устанавливаются различные (поощрительный, ограничительный, запретительный) режимы перспективного преобразования территории.
Перспективное развитие территории, относимой к каждой зоне, раскрывается совокупностью следующих показателей: виды и характеристики, размещаемые на территории объектов капитального строительства (их профиль, мощность, потребность в ресурсах: водоемкость, энергоемкость, грузоемкость, экологическая опасность); плотность населения, количество населения, в отношении к общему количеству проживающих на территории субъекта РФ населения; плотность сети инженерно-транспортных объектов и систем, являющихся источником потенциальной опасности, плотность сети объектов, перспективы повышения интенсивности дальнейшего градостроительного освоения территории в различных целях, соотношения зон различного использования. Последние параметры устанавливаются с учетом сложившегося характера землепользования и особенностей планировочного размещения территориальных ресурсов.
В зависимости от того, в какой зоне находится населенный пункт, устанавливаются режимы регулирования использования территории (градостроительные мероприятия):
а) в высокоурбанизированной зоне запрещается развитие и размещение крупных промышленных предприятий высоких классов вредности; возможно крупных объектов капитального строительства, интенсификация сельскохозяйственного использования;
б) в урбанизированной зоне ограничивается плотность застройки (доведение ее до оптимальных параметров), что позволяет обеспечить комплексность социально-экономического и экологического развития территории; поощряется интенсификация развития поселений, инженерно-транспортное строительство территории и освоение природных ландшафтов;
в) в слабоурбанизированной зоне необходимо совершенствовать инженерно-транспортное обеспечение территории, сохранять и обустраивать ценные природные территории (леса, водоохранные зоны, особо охраняемые территории);
г) в неурбанизированной зоне следует стимулировать развитие различных видов обслуживания, способствующих повышению качества среды обитания и привлекающих на эту территорию население.
Возможные направления развития территории определяются с учетом сведений, содержащихся в схеме градостроительного освоения территории. Направления развития территории фиксируются на схеме с одноименным названием. Ее составление преследует цели: установления рационального распределения территории по ее назначению и связанных с ней ограничениями по использованию (п. 1 ч. 9 комментируемой статьи), развитию транспортной и инженерной инфраструктуры, в том числе и для различных видов хозяйственного освоения; привязка определенных типов функционального использования к планировочным элементам территории; разработка градостроительных реконструкций по оптимизации режима использования территории в пределах территорий (зон) различного функционального использования.
Основанием для отнесения той или иной территории к определенной территориальной зоне являются ранее разработанные схемы комплексной оценки территории субъекта РФ. В схеме комплексной оценки территории выделяются для указанных целей территории, обладающие относительно однородными условиями их перспективного хозяйственного освоения и примерно одинаковым состоянием окружающей среды. При определении границ территорий (зон), обобщаемых по признаку функциональной однородности, руководствуются принципом их привязки к существующим границам муниципальных образований. В пределах каждого такого фрагмента территории (зоны) устанавливается режим использования территории, соблюдение которого необходимо для разработки документации градостроительного планирования нижестоящих уровней.
1. Правилами комментируемой статьи законодатель обозначил правовые основы содержания документов территориального планирования субъектов РФ, которыми представляются:
- определение состава документов территориального планирования субъектов РФ;
- установление двух видов схем территориального планирования субъекта РФ в зависимости от территориального принципа;
- обозначение расширенного перечня видов схем территориального планирования субъекта РФ в зависимости от сфер использования объектов регионального значения;
- регламентация обязательных сведений четырех видов в содержании положений о территориальном планировании, входящих в состав схем территориального планирования субъектов РФ;
- требования к обязательному содержанию карт планируемого размещения объектов федерального значения;
- обязательное приложение к схемам территориального планирования субъектов РФ материалов по их обоснованию в текстовой форме и в виде карт;
- определение трех обязательных видов сведений, содержащихся в материалах по обоснованию схем территориального планирования субъектов РФ в текстовой форме;
- определение двух обязательных видов сведений, содержащихся в материалах по обоснованию схем территориального планирования субъектов РФ в виде карт.
Законодатель в нормах ч. 1 рассматриваемой статьи определил состав документов территориального планирования субъектов РФ, который образуют схемы территориального планирования субъектов РФ. При этом указанные схемы разрабатываются и утверждаются в составе одного или нескольких документов территориального планирования субъектов РФ.
2. Нормы ч. 2 рассматриваемой статьи определяют два вида схем территориального планирования субъекта РФ в зависимости от территориального принципа, которые могут быть разработаны и утверждены либо ко всей территории субъекта РФ, либо к определенным частям территории субъекта РФ.
3. В правилах комментируемой части законодатель установил состав и расширенный перечень видов схем территориального планирования субъекта РФ в зависимости от сфер использования объектов регионального значения. При этом:
- в состав каждой схемы входят карты планируемого размещения объектов регионального значения и положение о территориальном планировании;
- пятью обязательными областями разработки схем территориального планирования субъектов РФ обозначены: транспорт, предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; образование; здравоохранение; физическая культура и спорт;
- иные области разработки схем территориального планирования субъектов РФ должны соответствовать полномочиям субъектов РФ.
4. Комментируемая часть включает регламентацию обязательных сведений четырех видов в содержании положения о территориальном планировании, входящего в состав схемы территориального планирования субъектов РФ, а именно:
- сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов регионального значения;
- основные характеристики планируемых для размещения объектов регионального значения;
- местоположение планируемых для размещения объектов регионального значения (наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта);
- характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.
5. Положениями ч. 5 настоящей статьи обозначены требования к обязательному содержанию карт планируемого размещения объектов федерального значения - отображению планируемых для размещения объектов регионального значения.
Нормы ч. 7 комментируемой статьи определяют обязательное приложение к схемам территориального планирования субъектов РФ материалов по их обоснованию в текстовой форме и в виде карт.
6. В правилах ч. 8 настоящей статьи законодатель установил три обязательных вида сведений, содержащихся в материалах по обоснованию схем территориального планирования субъектов РФ в текстовой форме, которые должны включать:
1) сведения о программах социально-экономического развития субъектов РФ (при их наличии), для реализации которых осуществляется создание объектов регионального значения;
2) обоснование выбранного варианта размещения объектов регионального значения на основе анализа использования соответствующей территории, возможных направлений ее развития и прогнозируемых ограничений ее использования;
3) оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов регионального значения на комплексное развитие соответствующей территории.
Отметим, что согласно п. "г" ч. 2 ст. 5 ФЗ от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ законом субъекта РФ утверждаются программы социально-экономического развития субъекта РФ, представленные высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).
7. Часть 9 комментируемой статьи включает определение двух обязательных видов сведений, содержащихся в материалах по обоснованию схем территориального планирования субъектов РФ в виде карт, которыми представляются:
1) карты с отображением границ муниципальных образований - городских округов, муниципальных районов, поселений, утвержденных в установленном порядке законом субъекта РФ;
2) карты с отображением объектов капитального строительства, иные объекты, территории, зоны, которые оказали влияние на определение планируемого размещения объектов регионального значения (планируемые для размещения объекты федерального, регионального, местного значения в соответствии с документами территориального планирования РФ, документами территориального планирования субъектов РФ, документами территориального планирования муниципальных образований; особые экономические зоны и др.).