СТ 7 ГрК РФ.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся:
1) подготовка и утверждение документов территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования субъекта Российской Федерации;
2) утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
3) утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования;
3.1) утверждение положения о региональном государственном строительном надзоре;
4) осуществление регионального государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
5) согласование проектов схем территориального планирования муниципальных районов, проектов генеральных планов поселений, муниципальных округов, городских округов, проектов правил землепользования и застройки в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
6) осуществление мониторинга разработки и утверждения программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов;
7) направление уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктом 3 части 8 статьи 51.1 и пунктом 5 части 19 статьи 55 настоящего Кодекса, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
8) создание и эксплуатация государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, в том числе ведение таких информационных систем в части, касающейся осуществления градостроительной деятельности на территориях двух и более муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов;
9) принятие решений о комплексном развитии территорий в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
10) формирование и ведение региональных реестров незавершенных объектов капитального строительства.
1. В федеративном государстве сочетаются два уровня государственной власти. Если «субъекты федерации» не являются государственными образо-ваниями, то второго уровня государ¬ственной власти не существует, а зна¬чит, нет и собственно федерации. Существуют как предметы исключительного ведения центра и регионов, так и предметы совместного ведения. К последним относится и градостроительное законодательство.
Комментируемая статья как раз и направлена на решение данной задачи. При этом не устанавливается перечень полномочий конкретных органов государственной власти субъектов РФ, а лишь очерчивается круг вопросов, которые принадлежат субъекту РФ в целом для реализации градостроительной функции государства. Такая позиция законодателя обусловлена тем, что система органов государственной власти субъектов РФ уста¬навливается ими самостоятельно (ч. 1 ст. 77 Конституции РФ) в соответствии с осно¬вами конституционного строя РФ (демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, единство государственной власти Федерации и ее субъектов - ст. 1, 5, 10 Конституции России) и с общими принципами организации системы органов государственной власти, устанавливаемыми федеральным законом (ст. 72, 77 Конституции России). Предоставление всем субъектам РФ этого права является одной из новелл конституционной модели российского федерализма.
В настоящее время принципы организации государственной власти в субъектах РФ определены в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 29 декабря 2004 г.). Данный закон определяет основы статуса и компетенции органов государственной власти, формы реализации ими своих полномочий и основы взаимодействия законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Деятельность органов государственной власти субъекта РФ осуществляется в соответствии с принципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица.
В соответствии с названным законом систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти; высший исполнительный орган государственной власти, иные органы государственной власти, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации (ст.2).
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ (Областная Дума в Волгоградской, Воронежской, ряде других областей, Государственная Дума в Ставропольском крае, Народное Собрание в Дагестане и Карачаево-Черкессии, Эл Курултай в Алтае, Законодательное собрание в Карелии, Парламент в Алании и др.) является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации, срок полномочий которого не может превышать пять лет. Главным полномочием представительного органа государственной власти субъекта РФ в контексте комментируемой статьи является разработка и принятие Градостроительного кодекса субъекта РФ, а также иных законов, направленных на реализацию государственной градостроительной функции.
Свои полномочия в сфере градостроительной деятельности орган исполнительной власти субъекта РФ может осуществлять как непосредственно, так и через систему создаваемых отделов, управлений и иных структурных подразделений администрации (правительства) субъекта РФ. Конкретные названия таких органов не предусмотрены новым ГрК РФ, что вполне оправдано. Данный вопрос - не прерогатива ГрК РФ. Для этого должны быть приняты специальные акты органов государственной власти субъектов РФ с учетом региональной исторической, национальной и иной специфики. В таких актах и будет содержаться конкретизация общих полномочий субъектов РФ в сфере градостроительной деятельности, предусмотренных ГрК РФ. В настоящий момент во всех субъектах РФ уже существуют такие самостоятельные органы или структурные подразделения органа исполнительной власти общей компетенции: управления архитектуры и градостроительства; департаменты градостроительства и т.д.
Не смотря на то, что в целом компетенция конкретных органов государственной власти субъекта РФ устанавливается им самостоятельно (как и сама система таких органов), эта самостоятельность содержит определенную условность: должны быть полностью соблюдены требования, содержащиеся в Конституции РФ (ч.1 ст.77; ст.1, 5, 10, 72) и в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в т.ч. и предписания о конкретных полномочиях законодательных и исполнительных органов.
2. При подготовке Градостроительных кодексов и иных нормативных правовых актов в области градостроительной деятельности, субъекты РФ будут регулировать в них следующие процедурные вопросы.
- подготовка и утверждение документов территориального планирования субъектов Российской Федерации. Согласно ст.14 ГрК РФ, документами территориального планирования субъектов Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации. В состав схемы территориального планирования входят карты (схемы) планируемого размещения различных объектов, причем как четко обозначенные в ГрК РФ, так и поименованные в качестве «иных» (ч.3 ст.14 ГрК РФ). Следовательно, в нормативно-правовых актах субъектов РФ будет необходимо закрепить перечень «иных объектов», размещение которых необходимо для осуществления определенных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации полномочий субъектов Российской Федерации (см. также ч.10,11 ст.14 ГрК РФ).
- наряду с определением перечня и содержания документов территориального планирования, ГрК РФ предусматривает, что схема территориального планирования субъекта Российской Федерации, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ст.15 ГрК РФ). В силу ч.10 ст.15 ГрК РФ, состав, порядок подготовки проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, порядок внесения изменений в такие схемы устанавливаются в соответствии с ГрК РФ законами субъектов РФ.
- в соответствии с ч.2 ст.17 ГрК РФ, на усмотрение субъекта РФ оставлено определение сроков подготовки некоторых видов проектной документации, сроков строительства объектов капитального строительства регионального значения, а также определение финансово-экономического обоснования реализации схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации.
- разработка региональных нормативов градостроительного проектирования. Данные нормативы должны содержать минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерной инфраструктуры, благоустройства территории), а их утверждение осуществляется с учетом особенностей поселений, городских округов в границах субъекта Российской Федерации. Состав, порядок подготовки и утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации (ч.4,5 ст.24 ГрК РФ).
- при проведении публичных слушаний в целях обеспечения всем заинтересованным лицам равных возможностей для участия в публичных слушаниях территория населенного пункта может быть разделена на части. Предельная численность лиц, проживающих или зарегистрированных на такой части территории, устанавливается законами субъектов Российской Федерации исходя из требования обеспечения всем заинтересованным лицам равных возможностей для выражения своего мнения (ч.4 ст.28 ГрК РФ).
- органы исполнительной власти субъекта РФ (если сочтут это необходимым) вправе по собственной инициативе направить проекты документов территориального планирования на государственную экспертизу. Расходы, связанные с проведением такой государственной экспертизы проекта документа территориального планирования, будет нести бюджет субъекта РФ. Эти процедурные моменты также могут быть отражены в законах субъектов РФ (ч.1 ст.29 ГрК РФ).
- одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки. При этом глава местной администрации может руководствоваться законом субъекта РФ, определяющим состав и порядок деятельности такой комиссии (ч.17 ст.31 ГрК РФ).
- определение порядка использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, происходит, в том числе, и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ (ч.7 ст.36).
- согласно ч.8 ст.42 ГрК РФ, состав и содержание проектов планировки территории, подготовка которых осуществляется на основании документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, документов территориального планирования муниципального образования, устанавливаются ГрК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ.
- в соответствии с ч.19 ст.45 ГрК РФ, порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается ГрК РФ и законами субъектов Российской Федерации.
- порядок выдачи разрешений на строительство на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, может определяться Правительством РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
- государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом иных, кроме указанных в ч.3 ст.54 ГрК РФ, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте предусмотрено осуществление государственного строительного надзора (ч.4 ст.54).
- в случае причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности в отношении указанных ч.3 ст. 62 ГрК объектов, установление причин такого нарушения осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
- особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге определяются последними самостоятельно с учетом требований ст.63 ГрК РФ.
- субъекты РФ вправе осуществлять подготовку отдельных форм документов в порядке «опережающего нормотворчества». Такая деятельность возможна в переходный период после вступления в силу ГрК РФ вплоть до установления таких форм документов Правительством РФ (например, формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию).
3. Новый ГрК РФ отказался от детального перечисления многих номинальных полномочий органов государственной власти субъектов РФ, не имевших прямого отношения к градостроительству, и зафиксированных в Конституции РФ и иных нормативно-правовых актах. В числе таковых были разработка и принятие законов и иных нормативно-правовых актов субъектов РФ в области градостроительства; установление государственной политики в области градостроительства; передача части своих полномочий в области градостроительства федеральным органам либо органам местного самоуправления и ряд иных.
Другие ранее имевшиеся у субъектов РФ полномочия прекратили свое существование по причине их иной отраслевой природы. Например, финансирование разработки градостроительной документации определяется бюджетным, а не градостроительным законодательством.
Третья группа полномочия исчезла из числа предметов ведения органов государственной власти субъектов РФ в связи с муниципальной реформой, повлекшей и коррективы в правовом регулировании градостроительной деятельности. К этой группе изменений может быть отнесено отсутствие в новом ГрК РФ полномочий по утверждению проектов черты городских и сельских поселений, иных муниципальных образований.
Правила комментируемой статьи включают вопросы ведения субъектов РФ в области градостроительной деятельности без учета переданных в соответствии с нормами ст. 6.1 Кодекса полномочий.
Как установлено законодателем, в компетенцию органов государственной власти субъектов РФ в области градостроительной деятельности входят четыре основных вида деятельности.
Первым полномочием обозначены подготовка и утверждение документов территориального планирования субъектов РФ в порядке норм ст. ст. 9, 14 - 17 Кодекса.
О существенных изменениях в содержании правового института территориального планирования, внесенных в комментируемый Кодекс положениями Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ, а также о нормативных правовых актах, регламентирующих порядок подготовки и согласования проектов схем (документов) территориального планирования субъектов РФ (муниципальных образований), см. комментарии к п. 2 ст. 1 Кодекса.
О зонах и содержании территориального планирования см. п. п. 4 и 5 ст. 1, положения гл. 3 (ст. ст. 9 - 29) комментируемого Кодекса.
Вторым видом деятельности установлено утверждение документации по планировке территории для размещения объектов регионального значения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (см. п. 19 ст. 1 и ст. 45 Кодекса).
Третьим полномочием органов государственной власти субъектов РФ в области градостроительной деятельности определено утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования в соответствии с нормами ч. ч. 4 и 5 ст. 24 Кодекса.
Так, например, утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования, применяемых на территории Санкт-Петербурга, и изменений в региональные нормативы градостроительного проектирования, применяемые на территории Санкт-Петербурга, отнесено к полномочиям Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в сфере регулирования градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге (см. Закон Санкт-Петербурга от 24 ноября 2009 г. N 508-100 "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге").
Региональные нормативы градостроительного проектирования области разрабатываются с учетом необходимости сохранения и развития уровня обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и содержат минимальные расчетные показатели обеспечения градостроительными средствами благоприятных условий жизнедеятельности человека. Такие нормативы градостроительного проектирования обязательны для применения при разработке, экспертизе, согласовании, утверждении и реализации документов территориального планирования субъектов РФ, документов территориального планирования муниципальных образований, документации по планировке территорий, а также при архитектурно-строительном проектировании на территории региона.
Следует указать на то, что расчетные показатели системы областных нормативов градостроительного проектирования включают:
- показатели интенсивности использования территорий различного назначения в зависимости от их расположения, типа застройки, функционального назначения, а также этапов достижения поставленных целей и задач их развития, выраженных в процентах застройки;
- показатели плотности населения на жилых территориях при различных показателях жилищной обеспеченности и при различных типах застройки;
- допустимое соотношение застроенных, лесных и сельскохозяйственных территорий по субъекту РФ в целом, дифференцированное по его отдельным территориям;
- показатели плотности дорог общего пользования в целом и по категориям (без улиц в населенных пунктах) в целом по региону, дифференцированные по отдельным его территориям;
- показатели плотности сети общественного пассажирского транспорта (без общественного пассажирского транспорта в городах и других населенных пунктах) в целом по субъекту РФ, дифференцированные по отдельным его территориям;
- показатели обеспеченности жителей основными видами инженерного обеспечения (энерго-, тепло-, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение) в целом, дифференцированные по отдельным территориям субъекта РФ;
- показатели потребности в территориях различного назначения, включая территории: для размещения различных типов жилищного и иных видов строительства; озелененные и иные территории общего пользования применительно к различным элементам планировочной структуры и типам застройки, в том числе парков, садов, скверов, бульваров; территории для развития сети дорог и улиц с учетом пропускной способности этой сети, уровня автомобилизации; для развития объектов инженерного обеспечения; объектов социального обслуживания; объектов коммунального обслуживания; объектов культуры; объектов образования; объектов для хранения индивидуального и иных видов транспорта; иных объектов;
- показатели допустимой пешеходной и транспортной доступности объектов социального и культурного обслуживания применительно к различным планировочным условиям;
- показатели при различных планировочных условиях минимально и максимально допустимых расстояний между проектируемыми: улицами, проездами, разъездными площадками применительно к различным элементам планировочной структуры территории; зданиями, строениями и сооружениями различных типов; иные показатели <5>.
--------------------------------
<5> См.: Лаптев П.И. "О ходе разработки нормативов градостроительного проектирования Московской области"
Четвертым полномочием обозначено осуществление регионального государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных положениями ст. 54 Кодекса (об определении регионального государственного контроля (надзора) см. комментарий к п. 3.2 ст. 6 Кодекса).