СТ 61 ГрК РФ.
1. При осуществлении градостроительной деятельности или эксплуатации объектов
капитального строительства в случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу
физических лиц вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного самоуправления могут принять решения о компенсации
определенным категориям физических лиц причиненного им вреда.
2. Компенсация органами государственной власти Российской Федерации, органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления
вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу физических лиц, не освобождает лицо,
виновное в причинении такого вреда, от ответственности, предусмотренной настоящим Кодексом и
другими федеральными законами.
1. Данная статья определяет возможность предоставления дополнительных компенсаций в случае причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан на всех стадиях осуществления градостроительной деятельности (см. определение градостроительной деятельности в ст.1 ГрК РФ), а также за ее пределами в ходе эксплуатации объектов капитального строительства. Сразу обратим внимание на три принципиальных обстоятельства.
Во-первых, установлен узкий круг субъектов получения таких компенсаций. Ими являются только граждане (физические лица), которым был причинен вред, в то время как юридические лица в качестве получателей компенсаций не упоминаются, хотя возможность причинения вреда их имуществу в результате чрезвычайной ситуации не исключена.
Во-вторых, возможность выплаты органами публичной власти компенсаций ограничена только одним случаем - причинения вреда жизни, здоровью или имуществу физических лиц вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Следовательно, если определенная территория будет признана зоной экологического бедствия либо на ней будет установлен режим чрезвычайного положения, действие ч.1 не будет на нее распространяться.
В-третьих, комментируемая статья устанавливает не обязанность органов публичной власти по выплате в предусмотренных случаях компенсаций, а лишь право на принятие таких решений, то есть речь идет о добровольном волеизъявлении соответствующих должностных лиц и органов власти. Возможность принятия таких решений и объем компенсаций зависят от возможностей соответствующих бюджетов и наличия в законах (для РФ и субъектов РФ) либо муниципальных правовых актах на текущий год соответствующей статьи расходов.
2. Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ст.1 Закона о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера).
Предусмотренная ч.1 комментируемой статьи возможность компенсации вреда физическим лицам корреспондирует положениям ст.18 вышеназванного закона, согласно которой граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, а также на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, указанных выше, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ.
Использование ч.1 комментируемой статьи термина «компенсации причиненного вреда» (а не возмещение) означает, что данные компенсации проводятся во внесудебном порядке посредством принятия нормативно-правового акта, включающего нормы об основаниях, порядке определения размера суммы выплат и ее дифференциации для различных категорий получателей, периодичности выплат (единовременно, в течение определенного срока, бессрочно) и т.д. Данная возможность получения выплат имеет ряд аналогов в рамках законодательных актов различной отраслевой принадлежности. Так, например, Законом РФ от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (ред. от 29 декабря 2004 г.) определен порядок пенсионного обеспечения, а также выплаты компенсаций гражданам за вред, нанесенный здоровью в результате чернобыльской катастрофы.
3. Как отмечается в ч.2 комментируемой статьи, компенсация вреда гражданам органами публичной власти не освобождает виновного от ответственности, предусмотренной самим ГрК РФ и иными федеральными законами (см. комментарий ст.58). Данная норма корреспондирует положениям ст.28 Закона о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, согласно которой виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане Российской Федерации несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ.
4. Наряду с возмещением вреда непосредственным причинителем в судебном порядке и компенсации вреда органом публичной власти во внесудебном порядке, существует и не названный в данной главе ГрК РФ третий способ получения денежных средств в порядке возмещения вреда - по договору страхования. Так, согласно п.1 ст.931 ГК РФ, по договору страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, может быть застрахован риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое такая ответственность может быть возложена. Страхование может быть обязательным и добровольным.
Например, обязательное экологическое страхование – это страхование гражданско-правовой ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, чья деятельность является источником повы¬шенной опасности для природных объектов, за причинение вреда граж¬данам и юридическим лицам в результате негативного воздействия на окружающую среду последствий аварий и техногенных катастроф на подконтрольных им объектах, а также в результате воздействия загрязненных природ¬ных объектов на население и территории.
Некоторые риски подлежат обя¬зательному экологическому страхованию в соответствии со ст.18 Закона об использовании атомной энергии, ст. 15 Закона о промышленной безопасности.
1. Положениями комментируемой статьи законодатель обозначил право органов государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления принимать решения о компенсации определенным категориям физических лиц причиненного им вреда при осуществлении градостроительной деятельности или эксплуатации объектов капитального строительства вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Данная норма реализует общее правило ст. 1064 ГК РФ об установлении законом обязанности выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда в случае чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с положениями ФЗ от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Отметим, что классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера регламентирована положениями Постановления Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
2. Нормы ч. 2 рассматриваемой статьи указывают на дополнительный характер правил ч. 1 и определяют обязанность виновного лица нести установленную согласно ст. 58 Кодекса ответственность.