СТ 55.28 ГрК РФ. Порядок организации и проведения аукционов на право заключения
договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного
дома коммерческого использования, договора об освоении территории в целях
строительства и эксплуатации наемного дома социального использования
1. Решение о проведении аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования, договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования (далее также - аукцион) принимается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на заключение данных договоров в соответствии с настоящим Кодексом.
2. Организатором аукциона наряду с указанными в части 1 настоящей статьи исполнительным органом государственной власти, органом местного самоуправления может являться действующая на основании договора с указанными органами специализированная организация.
3. Участниками аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования могут быть лица, соответствующие требованиям, указанным в части 1 или 3 статьи 55.29 настоящего Кодекса.
4. Участниками аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования могут быть юридические лица, соответствующие требованиям, указанным в части 2 или 4 статьи 55.29 настоящего Кодекса.
5. Аукцион на право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона (цены за право заключить данный договор), указанной в извещении о проведении аукциона, на "шаг аукциона".
6. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о проведении аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, определяют один из способов проведения этого аукциона:
1) путем повышения начальной цены предмета аукциона (цены за право заключения данного договора), указанной в извещении о проведении аукциона, на "шаг аукциона";
2) путем снижения начальной цены предмета аукциона (размера платы за наем жилых помещений в наемном доме социального использования по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в расчете на один квадратный метр общей площади жилого помещения), указанной в извещении о проведении аукциона, на "шаг аукциона".
7. Начальная цена предмета аукциона, указанного в части 5 и пункте 1 части 6 настоящей статьи, определяется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Начальная цена предмета аукциона, указанного в пункте 2 части 6 настоящей статьи, не может превышать установленный в соответствии с жилищным законодательством максимальный размер платы за наем жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.
8. Исполнительный орган государственной власти, орган местного самоуправления, указанные в части 1 настоящей статьи, определяют начальную цену предмета аукциона, условия договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования или договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования. Указанные исполнительный орган государственной власти, орган местного самоуправления вправе установить требование обеспечения заявки на участие в аукционе и предусмотреть в качестве способа такого обеспечения внесение задатка для участия в аукционе, указанном в части 5 и пункте 1 части 6 настоящей статьи, или внесение денежных средств для обеспечения заявки на участие в аукционе, указанном в пункте 2 части 6 настоящей статьи, а также размер этого задатка или этого обеспечения денежными средствами.
9. Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, форму и сроки подачи заявок на участие в аукционе, величину повышения или понижения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в пределах трех процентов начальной цены предмета аукциона.
10. Извещение о проведении аукциона должно содержать сведения:
1) о предмете аукциона;
2) о способе проведения аукциона в соответствии с частью 6 настоящей статьи в случае проведения аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования;
3) о земельном участке, предоставляемом для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования;
4) об исполнительном органе государственной власти или органе местного самоуправления, принявших решение о проведении аукциона, и о реквизитах данного решения;
5) об организаторе аукциона;
6) о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона;
7) о виде здания (многоквартирный дом, или дом блокированной застройки, или объект индивидуального жилищного строительства), подлежащего строительству и эксплуатации в соответствии с договором, право на заключение которого является предметом аукциона;
8) о минимальной доле жилых помещений, подлежащих предоставлению по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, в общем количестве жилых помещений в наемном доме социального использования и минимальной доле общей площади таких жилых помещений в общей площади всех жилых помещений в данном доме или об условии предоставления всех жилых помещений в наемном доме социального использования по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в случае проведения аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования;
9) о максимальном размере платы за наем жилых помещений в наемном доме социального использования по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования в расчете на один квадратный метр общей площади жилого помещения, который не может превышать установленный в соответствии с жилищным законодательством максимальный размер платы за наем жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, в случае проведения аукциона в соответствии с пунктом 1 части 6 настоящей статьи;
10) о начальной цене предмета аукциона;
11) о "шаге аукциона";
12) о форме заявки на участие в аукционе, порядке приема заявок, об адресе места приема заявок, о датах и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе;
13) о размере и порядке внесения денежных средств в качестве задатка или обеспечения денежными средствами заявки на участие в аукционе, банковских реквизитах счета организатора аукциона для перечисления указанных денежных средств, если решением о проведении аукциона предусмотрено требование о внесении задатка или об обеспечении денежными средствами заявки на участие в аукционе в соответствии с частью 8 настоящей статьи;
14) о требованиях к участникам аукциона в соответствии с частью 3 или 4 настоящей статьи;
15) о размере арендной платы за земельный участок;
16) о наличии ограничений (обременений), установленных в отношении земельного участка;
17) о возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), указанные в пункте 15 части 3 статьи 57.3 настоящего Кодекса;
18) о способах и размере обеспечения исполнения обязательств, вытекающих из договора, право на заключение которого является предметом аукциона.
11. Извещение о проведении аукциона размещается организатором аукциона на официальном сайте в сети "Интернет" не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Это извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы. Организатор аукциона также обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов уставом поселения, уставом муниципального округа, уставом городского округа, по месту нахождения указанного в этом извещении земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.
12. Обязательными приложениями к размещенному на официальном сайте в сети "Интернет" извещению о проведении аукциона являются:
1) проект договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования или договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования;
2) проект договора аренды земельного участка, предоставляемого для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования;
3) проект договора подключения (технологического присоединения) построенного в соответствии с договором здания к сетям инженерно-технического обеспечения.
13. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о проведении аукциона, вправе принять решение об отказе в проведении аукциона не позднее чем за пятнадцать дней до дня проведения аукциона. В течение трех дней со дня принятия данного решения организатор аукциона размещает на официальном сайте в сети "Интернет" и опубликовывает в соответствии с частью 11 настоящей статьи извещение об отказе в проведении аукциона, а также извещает лиц, подавших заявки на участие в аукционе, об отказе в проведении аукциона.
14. Для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:
1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме. В случае, если установлено требование о внесении задатка для участия в аукционе или об обеспечении денежными средствами заявки на участие в аукционе, в заявке должны быть указаны банковские реквизиты счета для возврата денежных средств, внесенных в качестве задатка или обеспечения денежными средствами заявки на участие в аукционе;
2) документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве задатка или обеспечения денежными средствами заявки на участие в аукционе в случае, если установлено требование о внесении задатка для участия в аукционе или об обеспечении денежными средствами заявки на участие в аукционе;
3) документы, указанные в частях 7 и 8 статьи 55.29 настоящего Кодекса.
15. Организатор аукциона не вправе требовать представление документов, которые не указаны в части 14 настоящей статьи.
16. Прием заявок на участие в аукционе прекращается не ранее чем за пять дней до дня проведения аукциона. Заявка на участие в аукционе, поступившая по истечении срока приема заявок, возвращается в день ее поступления заявителю.
17. Один заявитель вправе подать только одну заявку на участие в аукционе.
18. Заявитель имеет право отозвать принятую организатором аукциона заявку на участие в аукционе до дня окончания срока приема заявок, уведомив об этом в письменной форме организатора аукциона.
19. Заявитель не допускается к участию в аукционе по следующим основаниям:
1) непредставление определенных в соответствии с частью 14 настоящей статьи необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений;
2) непоступление денежных средств в качестве задатка или обеспечения денежными средствами заявки на участие в аукционе на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе в случае, если установлено требование о внесении задатка для участия в аукционе или об обеспечении денежными средствами заявки на участие в аукционе;
3) подача заявки на участие в аукционе лицом, которое не соответствует требованиям к участникам аукциона, установленным в статье 55.29 настоящего Кодекса.
20. Отказ в допуске к участию в аукционе по иным основаниям, за исключением указанных в части 19 настоящей статьи, не допускается.
21. Организатор аукциона ведет протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе. Протокол рассмотрения заявок должен содержать сведения о заявителях, допущенных к участию в аукционе и признанных участниками аукциона, датах подачи заявок, денежных средствах, внесенных в качестве задатков или обеспечений денежными средствами заявок на участие в аукционе, если решением о проведении аукциона установлено требование о внесении задатка или об обеспечении денежными средствами заявки на участие в аукционе, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе, с указанием причин отказа в допуске к участию в нем. Заявитель, признанный участником аукциона, становится участником аукциона с даты подписания организатором аукциона протокола рассмотрения заявок. Протокол рассмотрения заявок подписывается организатором аукциона не позднее чем в течение одного дня с даты их рассмотрения и не позднее чем на следующий день после даты его подписания размещается на официальном сайте в сети "Интернет".
22. Заявителям, признанным участниками аукциона, и заявителям, не допущенным к участию в аукционе, организатором аукциона направляются уведомления о принятых в отношении них решениях не позднее дня, следующего после дня подписания протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе.
23. Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший:
1) наибольшую цену предмета аукциона, указанного в части 5 и пункте 1 части 6 настоящей статьи;
2) наименьшую цену предмета аукциона, указанного в пункте 2 части 6 настоящей статьи.
24. Результаты аукциона оформляются протоколом о результатах аукциона, который составляется в форме электронного документа. Протокол о результатах аукциона не позднее одного рабочего дня со дня проведения аукциона подписывается организатором аукциона с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, направляется победителю аукциона и размещается на официальном сайте в сети "Интернет". В протоколе о результатах аукциона указываются:
1) сведения о месте, дате и времени проведения аукциона;
2) предмет аукциона;
3) сведения об участниках аукциона, о начальной цене предмета аукциона, последнем и предпоследнем предложениях о цене предмета аукциона;
4) наименование и место нахождения победителя аукциона и участника аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона.
25. Договор, право на заключение которого являлось предметом аукциона, заключается с победителем аукциона не ранее чем через десять дней со дня размещения протокола о результатах аукциона на официальном сайте в сети "Интернет", но не позднее чем через тридцать дней со дня его размещения на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона, по цене предмета аукциона, предложенной победителем аукциона.
26. В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка на участие в аукционе или не подано ни одной заявки на участие в аукционе, аукцион признается не состоявшимся. Если единственная заявка на участие в аукционе и заявитель, подавший такую заявку, соответствуют всем требованиям и указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, информация о соответствии единственной заявки на участие в аукционе и подавшего ее заявителя требованиям и указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона размещается на официальном сайте в сети "Интернет" в течение одного рабочего дня со дня ее рассмотрения. Этот заявитель не ранее чем через десять дней со дня размещения этой информации на официальном сайте в сети "Интернет", но не позднее чем через тридцать дней со дня ее размещения вправе заключить договор, право на заключение которого являлось предметом аукциона, а исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о проведении аукциона, обязаны заключить данный договор с этим заявителем на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона, по начальной цене предмета аукциона.
27. В случае, если на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе всех заявителей или о допуске к участию в аукционе и признании участником аукциона только одного заявителя, аукцион признается не состоявшимся. Если аукцион признан не состоявшимся и только один заявитель признан участником аукциона, этот участник аукциона не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте в сети "Интернет" протокола рассмотрения заявок, но не позднее чем через тридцать дней со дня его размещения вправе заключить договор, право на заключение которого являлось предметом аукциона, а исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о проведении аукциона, обязаны заключить данный договор с этим участником аукциона на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона, по начальной цене предмета аукциона.
28. В случае, если в аукционе участвовал только один участник или при проведении аукциона не присутствовал ни один из участников аукциона, либо в случае, если после троекратного объявления предложения о начальной цене предмета аукциона не поступило ни одного предложения о цене предмета аукциона, которое предусматривало бы более высокую цену предмета аукциона, указанного в части 5 или пункте 1 части 6 настоящей статьи, либо более низкую цену предмета аукциона, указанного в пункте 2 части 6 настоящей статьи, аукцион признается не состоявшимся. В случае, если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем единственного участника аукциона, этот участник аукциона не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте в сети "Интернет" протокола о результатах аукциона, но не позднее чем через тридцать дней со дня его размещения вправе заключить договор, право на заключение которого являлось предметом аукциона, а исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о проведении аукциона, обязаны заключить данный договор с этим участником аукциона на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона, по начальной цене предмета аукциона.
29. В случае, если победитель аукциона уклонился от заключения договора, право на заключение которого являлось предметом аукциона, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о проведении аукциона, вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением победителя аукциона от заключения данного договора, или заключить этот договор с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона, не ранее чем через тридцать дней со дня размещения протокола о результатах аукциона на официальном сайте в сети "Интернет", но не позднее чем через пятьдесят дней со дня его размещения на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона, по цене предмета аукциона, предложенной этим участником аукциона.
30. Договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования заключается с победителем аукциона или иным лицом, имеющим право на заключение данного договора в соответствии с частями 26 - 29 настоящей статьи, одновременно с заключением договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и указанного в извещении о проведении аукциона на право заключения соответствующего договора.
31. До заключения договора, право на заключение которого являлось предметом аукциона, победитель аукциона или лицо, имеющее право заключить договор в соответствии с частями 26 - 29 настоящей статьи, должны предоставить обеспечение исполнения договора в соответствии с требованием, установленным в извещении о проведении аукциона.
32. При заключении договора, право на заключение которого являлось предметом аукциона, изменение условий договора на основании соглашения сторон данного договора или по требованию одной из его сторон не допускается.
33. В случае, если решением о проведении аукциона предусмотрено требование о внесении задатка или об обеспечении заявки на участие в аукционе денежными средствами, организатор аукциона обязан вернуть денежные средства, внесенные в качестве задатка или обеспечения денежными средствами:
1) заявителю, не допущенному к участию в аукционе, в течение пяти рабочих дней со дня размещения протокола рассмотрения заявок;
2) заявителю, отозвавшему свою заявку на участие в аукционе, в течение пяти рабочих дней со дня регистрации отзыва заявки. При этом в случае отзыва заявки заявителем позднее дня окончания срока приема заявок указанные денежные средства возвращаются в порядке, установленном для участников аукциона, не победивших в нем;
3) заявителям в течение пяти рабочих дней со дня принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об отказе в проведении аукциона;
4) участникам аукциона, не победившим в нем, в течение пяти рабочих дней со дня подписания протокола о результатах аукциона;
5) лицам, имеющим право на заключение договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования в соответствии с частями 26 - 28 настоящей статьи, в течение пяти рабочих дней со дня признания аукциона несостоявшимся.
34. В случае, если решением о проведении аукциона, указанного в части 5 и пункте 1 части 6 настоящей статьи, предусмотрено требование о внесении задатка, задаток, внесенный победителем аукциона, засчитывается в счет оплаты цены за право заключить договор, право на заключение которого являлось предметом указанного аукциона. В случае, если решением о проведении аукциона, указанного в пункте 2 части 6 настоящей статьи, предусмотрено требование об обеспечении денежными средствами заявки на участие в аукционе, организатор аукциона обязан вернуть внесенные победителем указанного аукциона в качестве обеспечения заявки денежные средства в течение пяти рабочих дней со дня подписания договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования.
35. Победителю аукциона, уклонившемуся от заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования и (или) договора аренды соответствующего земельного участка, денежные средства, внесенные им в качестве задатка или обеспечения денежными средствами заявки на участие в аукционе, не возвращаются.
36. В случаях, если аукцион признан не состоявшимся по причине принятия решения об отказе в допуске к участию в аукционе всех заявителей либо если договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, право на заключение которых являлось предметом аукциона, не был заключен в сроки, предусмотренные настоящей статьей, организатор аукциона вправе объявить о проведении повторного аукциона. При этом могут быть изменены условия аукциона.
1. В комментируемой статье определены требования к организации и проведению аукционов на право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования, договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования.
В первых частях статьи определены лица, которые могут принимать решение о проведении аукциона и являться его организаторами, а также быть участниками аукциона.
Решение о проведении аукциона принимается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на заключение договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования, договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования в соответствии с ГрК РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 55.27 ГрК РФ ими являются органы, уполномоченные на предоставление находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования.
Следует также учитывать, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ в области градостроительной деятельности, установленные ГрК РФ, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Законами субъекта РФ может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. Такие законы субъекта РФ вступают в силу с начала очередного финансового года (ч. 1.2 ст. 17 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ").
К полномочиям органа, принимающего решение о проведении аукциона, относится определение начальной цены предмета аукциона и условий договора, являющегося предметом аукциона (ч. 8 комментируемой статьи). Данный орган также вправе установить требование обеспечения заявки на участие в аукционе и предусмотреть в качестве способа такого обеспечения внесение задатка или обеспечение денежными средствами заявки на участие в аукционе, а также их размер.
Организатором аукциона может являться:
1) орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на заключение договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования, договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования и принявший решение о проведении аукциона в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи;
2) действующая на основании договора с указанными органами специализированная организация.
Понятия "специализированная организация" ГрК РФ не содержит, и для его раскрытия следует обратиться к законодательству о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В соответствии с п. 11 ст. 3, со ст. 40 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" специализированная организация - это юридическое лицо, привлекаемое заказчиком на основе контракта для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса или аукциона. При этом права и обязанности в результате осуществления таких функций возникают у заказчика. В качестве заказчика в настоящем случае выступает государственный или муниципальный орган, уполномоченный на принятие решения о проведении аукциона в соответствии с комментируемой статьей.
К полномочиям организатора аукциона относится установление времени, места и порядка проведения аукциона, формы и сроков подачи заявок на участие в аукционе, величины повышения или понижения начальной цены предмета аукциона - "шага аукциона". При этом установлено, что "шаг аукциона" может быть установлен исключительно в пределах 3% начальной цены предмета аукциона (ч. 9 комментируемой статьи).
Частями 3 и 4 комментируемой статьи в общем виде определены требования к участникам аукциона - ими могут быть признаны лица, соответствующие требованиям, установленным ст. 55.29 ГрК РФ, которая отдельно посвящена указанным вопросам (см. комментарий к ст. 55.29).
2. Далее комментируемая статья регламентирует способ проведения аукциона, который зависит от вида договора, на право заключения которого проводится аукцион.
В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи аукцион на право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона (цены за право заключить данный договор), указанной в извещении о проведении аукциона, на "шаг аукциона", который устанавливается организатором аукциона.
Как уже отмечалось, "шаг аукциона" может быть определен организатором аукциона в пределах 3% от начальной цены аукциона. При этом порядок определения начальной цены аукциона, представляющей собой цену за право заключения данного договора, должен быть установлен нормативными правовыми актами субъектов РФ (ч. 7 комментируемой статьи). Например, Постановлением Правительства Ленинградской области от 24 сентября 2015 г. N 370 утвержден Порядок определения начальной цены предмета аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования, аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, проводимого путем повышения начальной цены предмета аукциона.
Частью 6 комментируемой статьи предусматривается два способа проведения аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования: 1) путем повышения цены за право заключения данного договора на "шаг аукциона"; 2) путем снижения размера платы за наем жилых помещений на "шаг аукциона". Способ проведения аукциона определяется органом публичной власти, принявшим решение о проведении аукциона, и указывается в извещении о проведении аукциона. Важно отметить, что перечень способов проведения аукциона является исчерпывающим. Установление иного способа проведения аукциона следует считать незаконным.
Во втором из указанных случаев - при определении цены аукциона путем снижения размера платы за наем жилых помещений в наемном доме социального использования по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в расчете на один квадратный метр общей площади жилого помещения, - начальная цена аукциона не может превышать установленный в соответствии с жилищным законодательством максимальный размер платы за наем жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (ч. 7 комментируемой статьи).
В соответствии с ч. 3 ст. 156.1 ЖК РФ максимальный размер платы за наем жилого помещения в расчете на 1 кв. м общей площади жилого помещения устанавливается органами государственной власти субъектов РФ дифференцированно для муниципальных образований и в зависимости от месторасположения наемных домов социального использования на территории муниципального образования, потребительских свойств, уровня благоустройства, размеров жилых помещений (см., например, Постановление Правительства Ярославской области от 13 июля 2015 г. N 760-п "О максимальном размере платы за наем жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования"). Приказом Минстроя России от 14 января 2015 г. N 4/пр утверждены Методические рекомендации по установлению максимального размера платы за наем жилых помещений в расчете на 1 кв. метр общей площади жилого помещения по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, изменению и ежегодной индексации такой платы.
3. Частью 10 комментируемой статьи предусмотрены требования к содержанию извещения о проведении аукциона. Все сведения, указанные в настоящей части статьи, должны быть в обязательном порядке включены в извещение о проведении аукциона, проведение которого регламентировано комментируемой статьей.
Извещение о проведении аукциона доводится организатором аукциона до всеобщего сведения не менее чем за 30 дней до дня проведения аукциона двумя способами (и в каждом из этих случаев оно должно содержать сведения, указанные в ч. 10, см. также п. 3 комментария к ст. 46.7):
1) размещается организатором аукциона на официальном сайте в сети Интернет (ч. 11). При этом ч. 12 комментируемой статьи предусмотрены обязательные приложения к размещенному на официальном сайте в сети Интернет извещению о проведении аукциона. Следует отметить, что перечень таких приложений является исчерпывающим;
2) публикуется в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов уставом поселения, уставом городского округа, по месту нахождения указанного в этом извещении земельного участка (ч. 12).
4. Далее в статье установлены основные положения, касающиеся порядка подачи и рассмотрения заявок на участие в аукционе:
- установлен исчерпывающий перечень документов, которые следует представить заявителю для участия в аукционе (ч. ч. 14, 15);
- определен срок окончания приема заявок на участие в аукционе - не ранее чем за пять дней до дня проведения аукциона (ч. 16);
- возможность заявителя участвовать в аукционе ограничена одной заявкой в целях недопущения ограничения конкуренции (ч. 17);
- предусмотрено право заявителя отозвать принятую организатором заявку (ч. 18);
- определен исчерпывающий перечень случаев, в которых заявитель на допускается к участию в аукционе (ч. ч. 19, 20);
- предусмотрены требования к ведению протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе и его публикации (ч. 21);
- установлен порядок обязательного уведомления заявителей, признанных участниками аукциона, и заявителей, не допущенных к участию в аукционе, о его результатах - не позднее дня, следующего после дня подписания протокола (ч. 22);
- также предусмотрены требования к ведению протокола результатов аукциона и его публикации (ч. 24).
5. Договор, право на заключение которого являлось предметом проведения аукциона, заключается либо с победителем аукциона (ч. 25 комментируемой статьи), либо с иным лицом, имеющим на это право, в случае если аукцион признан не состоявшимся.
Аукцион может быть признан не состоявшимся в следующих случаях (их перечень является исчерпывающим и определен в ч. 26 настоящей статьи):
1) в аукционе участвовал только один участник;
2) при проведении аукциона не присутствовал ни один из участников аукциона;
3) не поступило ни одного предложения о цене предмета аукциона, которое предусматривало бы более низкую цену предмета аукциона.
В случае признания аукциона не состоявшимся единственный допущенный к участию в аукционе заявитель или единственный участник аукциона вправе заключить договор, право на заключение которого являлось предметом аукциона, а исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязаны заключить данный договор с этим участником аукциона на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона, по начальной цене предмета аукциона (ч. ч. 27, 28).
В ч. 29 статьи предусмотрены последствия уклонения победителя аукциона от заключения договора, право на заключение которого являлось предметом аукциона. В этом случае орган, который принял решение о проведении аукциона, вправе совершить одно из указанных далее действий:
1) обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением победителя аукциона от заключения данного договора.
Согласно ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы. В п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ" отмечается, что при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (п. 2 ст. 15 ГК РФ). При рассмотрении дел о возмещении убытков следует иметь в виду, что положение п. 4 ст. 393 ГК РФ, согласно которому при определении упущенной выгоды учитываются предпринятые стороной для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления, не означает, что в состав подлежащих возмещению убытков могут входить только расходы на осуществление таких мер и приготовлений (п. 14 упомянутого Постановления Пленума ВС РФ);
2) заключить этот договор с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона, не ранее чем через 30 дней со дня размещения протокола о результатах аукциона на официальном сайте в сети Интернет, но не позднее чем через 50 дней со дня его размещения на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона, по цене предмета аукциона, предложенной этим участником аукциона.
С победителем аукциона или иным лицом, с которым по результатам проведения аукциона заключается договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, одновременно заключается договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и указанного в извещении о проведении аукциона на право заключения соответствующего договора (ч. 30).
При заключении договора не могут изменяться его условия, указанные в извещении о проведении аукциона, ни на основании соглашения сторон данного договора, ни по требованию одной из его сторон (ч. 32). При этом проекты договоров, подлежащих заключению, являются обязательными приложениями к размещенному на официальном сайте в сети Интернет извещению о проведении аукциона.
6. В комментируемой статье также предусмотрены требования о предоставлении обеспечения исполнения договора, в том числе о порядке возврата такого обеспечения (ч. ч. 31, 33 - 35).
Установление требования об обеспечении заявки на участие в аукционе является правом органа, принимающего решение о проведении аукциона (ч. 7 настоящей статьи). Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором (п. 1 ст. 329 ГК РФ). Таким образом, гражданским законодательством предусмотрен открытый перечень способов обеспечения исполнения обязательств. Однако положениями комментируемой статьи данный перечень ограничен: в качестве способа обеспечения заявки на участие в аукционе орган, принимающий решение о проведении аукциона, может указать только внесение задатка или обеспечение денежными средствами.
При этом внесение задатка в установленном размере предусмотрено для участия в аукционе на право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования, а также аукционе на право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, проводимого путем повышения начальной цены предмета аукциона (цены за право заключения данного договора).
Необходимость внесения денежных средств в установленном размере может быть определена для обеспечения заявки на участие в аукционе на право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, проводимого путем снижения начальной цены предмета аукциона (размера платы за наем жилых помещений в наемном доме социального использования).
Требование о способах и размере обеспечения исполнения обязательств, вытекающих из договора, право на заключение которого является предметом аукциона, устанавливается в извещении о проведении аукциона. В соответствии с указанным требованием победитель аукциона или иное лицо, имеющее право заключить договор, право на заключение которого являлось предметом аукциона, должны предоставить обеспечение исполнения договора до заключения соответствующего договора.
По общему правилу, если с лицом, которое предоставило обеспечение исполнения договора, договор впоследствии не заключается, организатор аукциона возвращает денежные средства, внесенные в качестве задатка или обеспечения денежными средствами, в установленные в ч. 33 комментируемой статьи сроки. Однако если причиной незаключения договора стало уклонение победителя аукциона от заключения договора, денежные средства, внесенные им в качестве задатка или обеспечения денежными средствами заявки на участие в аукционе, не возвращаются.
После подписания договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования задаток, внесенный победителем аукциона, засчитывается в счет оплаты цены за право заключить договор, право на заключение которого являлось предметом указанного аукциона, а денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, возвращаются победителю указанного аукциона.
7. Наконец, ч. 36 комментируемой статьи предусмотрено положение о возможности проведения повторного аукциона с изменением условий его проведения в случаях, если:
1) аукцион признан не состоявшимся по причине принятия решения об отказе в допуске к участию в аукционе всех заявителей;
2) договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, право на заключение которых являлось предметом аукциона, не был заключен в установленные сроки.