СТ 55.23 ГрК РФ.
1. Государственный контроль за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
2. Утратила силу с 1 июля 2021 г. - Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ
3. Утратила силу с 1 июля 2021 г. - Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ
4. Предметом федерального государственного контроля за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций является соблюдение ими требований, установленных настоящим Кодексом.
5. В случае выявления нарушения Национальным объединением саморегулируемых организаций требований, установленных настоящим Кодексом, указанный в части 1 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти направляет в Национальное объединение саморегулируемых организаций одновременно с актом о выявленных нарушениях предписание об их устранении в разумные сроки. Указанное предписание может быть обжаловано Национальным объединением саморегулируемых организаций в арбитражный суд.
6. Национальное объединение саморегулируемых организаций обязано представлять в указанный в части 1 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти по его запросу информацию, необходимую для осуществления им своих функций, на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного Национальным объединением саморегулируемых организаций с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
7. Организация и осуществление федерального государственного контроля за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
8. При осуществлении федерального государственного контроля за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям не применяется.
1. Согласно нормам п. 18 ст. 1 ФЗ от 27 июля 2010 г. N 240-ФЗ гл. 6.1 дополнена положениями рассматриваемой статьи об особенностях государственного контроля за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций, которыми являются:
- установление федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций, путем проведения плановых и внеплановых проверок, а также в иных формах контроля, предусмотренных федеральным законом;
- особенности проведения плановой проверки деятельности национального объединения саморегулируемых организаций;
- условия проведения внеплановой проверки деятельности национального объединения саморегулируемых организаций;
- определение предмета государственного контроля за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций;
- обозначение процедур при выявлении нарушения национальным объединением саморегулируемых организаций требований комментируемого Кодекса;
- обязанность национального объединения саморегулируемых организаций представлять в контролирующий орган по его запросу информацию, необходимую для осуществления им своих функций.
В соответствии с комментируемой нормой определены: ответственный за осуществление государственного контроля за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций федеральный орган исполнительной власти (Минрегион России), а также расширенный перечень форм контроля с включением двух видов проверок и других форм согласно нормам федерального законодательства.
2. Рассматриваемые нормы определяют особенности проведения плановой проверки деятельности национального объединения саморегулируемых организаций, которая должна осуществляться с учетом двух требований:
1) проведение проверки согласно плану ответственного за осуществление государственного контроля за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций федерального органа исполнительной власти (Минрегиона России);
2) проведение проверки один раз в три года.
3. В правилах комментируемой части законодатель установил условия проведения внеплановой проверки деятельности национального объединения саморегулируемых организаций, которыми являются:
- целевое назначение внеплановой проверки (контроль за исполнением предписаний об устранении нарушений, выявленных в ходе плановых проверок его деятельности, проверка поступивших заявлений о нарушении национальным объединением саморегулируемых организаций требований комментируемого Кодекса);
- принятие решения о проведении внеплановой проверки федеральным органом исполнительной власти, ответственным за осуществление государственного контроля за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций.
4. Часть 4 рассматриваемой статьи определяет предмет государственного контроля за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций, которым является соблюдение требований, установленных комментируемым Кодексом. Отметим, что нормы Кодекса в отношении национальных объединений саморегулируемых организаций включают положения ст. ст. 55.20 - 55.22, а также нормы ч. 8 ст. 55.16 (об обязанности распоряжаться компенсационным фондом саморегулируемой организации, утратившей свой статус) и ч. 5 ст. 55.19 (о действиях Ростехнадзора по уведомлению национального объединения саморегулируемых организаций о выявленных правонарушениях).
5. В соответствии с рассматриваемыми положениями при выявлении нарушения национальным объединением саморегулируемых организаций требований комментируемого Кодекса проверяющий орган (Минрегион России) направляет в национальное объединение саморегулируемых организаций одновременно с актом о выявленных нарушениях предписание об их устранении в разумные сроки. При этом указанное предписание может быть обжаловано национальным объединением саморегулируемых организаций в арбитражный суд (об основах правового регулирования арбитражного производства при обжаловании решений, действий (бездействия) в сфере градостроительной деятельности см. комментарий к ч. 8 ст. 55.6 Кодекса).
Добавим, что устранение нарушений норм комментируемого законодательства в сфере градостроительной деятельности в разумные сроки предполагает (по аналогии) соблюдение шестидесятидневного срока устранения выявленных нарушений в соответствии с нормами ч. 3 ст. 55.15 Кодекса.
6. Положениями ч. 6 комментируемой статьи законодатель обозначил обязанность Национального объединения саморегулируемых организаций представлять в контролирующий орган по его запросу информацию, необходимую для осуществления им своих функций.
Непредставление Минрегиону России запрашиваемых требований является нарушением требований Кодекса, которое в порядке ч. 4 настоящей статьи может стать поводом к досрочному прекращению полномочий совета национального объединения саморегулируемых организаций Всероссийским съездом саморегулируемых организаций.
Следует отметить, что предоставление требуемой информации осуществляется согласно запросу, который представляет собой обращение пользователя информацией в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа, о представлении ему необходимой информации.
В качестве примера оформления запроса приведем правила ст. 18 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" о судебном запросе, в котором обязательно указываются:
- почтовый адрес, номер телефона и (или) факса либо адрес электронной почты для направления ответа на запрос или уточнения содержания запроса;
- фамилия, имя и отчество гражданина (физического лица) либо наименование организации (юридического лица), общественного объединения, органа государственной власти, органа местного самоуправления, запрашивающих информацию о деятельности судов.
1. В настоящей статье определяются правовые основания контроля со стороны публичной власти за деятельностью национальных объединений ГрСРО. Органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контроль, является Минстрой России (п. 5.4.82 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ).
Поскольку правовой статус национальных объединений в принципиальных своих чертах подобен правовому статусу ГрСРО, положения комментируемой статьи сходны с положениями ст. 55.19 о государственном надзоре за деятельностью ГрСРО. Сходство проявляется в следующем:
- основной формой контроля и надзора являются проверки - плановые и внеплановые, документарные и выездные;
- предметом проверок является соблюдение организацией требований, установленных ГрК РФ, другими федеральными законами;
- плановые проверки деятельности организации проводятся в соответствии с планом, утвержденным органом контроля (надзора);
- внеплановые проверки проводятся в случаях, когда возникло (возникает) нарушение требований закона или создается угроза причинения вреда жизни, здоровью, иным благам, защищаемым законом.
Плановая проверка Национального объединения ГрСРО проводится не чаще одного раза в 3 года. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
1) государственной регистрации Национального объединения;
2) окончания проведения последней плановой проверки Национального объединения.
Внеплановой проверкой Национального объединения является проверка, не включенная в План на соответствующий год. Основанием для проведения внеплановой проверки Национального объединения является:
1) истечение срока исполнения Национальным объединением ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в министерство обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
3) приказ (распоряжение) Министра (его заместителя), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Проведение проверки Национального объединения ГрСРО осуществляется в соответствии с программой проверки. Программа проверки составляется и утверждается министерством до начала проверки. Программа проверки должна содержать:
1) объект проверки;
2) основания для проведения проверки;
3) цель проверки;
4) предмет проверки;
5) перечень основных вопросов, по которым должностные лица проводят в ходе проверки процедуры контроля.
2. Помимо комментируемой статьи полномочия Минстроя России по государственному контролю за деятельностью национальных объединений ГрСРО урегулированы Административным регламентом по исполнению Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ государственной функции по осуществлению государственного контроля за деятельностью национальных объединений СРО, имеющих право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (утвержден Приказом Минстроя России от 11 мая 2016 г. N 316/пр).
Проверки национальных объединений ГрСРО проводятся государственными гражданскими служащими ответственного структурного подразделения Минстроя России. Министерство привлекает к проведению проверки экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с Национальным объединением ГрСРО, в отношении которого проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемого Национального объединения.
Должностные лица вправе:
- направлять запросы руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю Национального объединения ГрСРО, членам Национального объединения ГрСРО, организациям и учреждениям по вопросам программы проверки;
- получать письменные объяснения, справки и сведения от указанных лиц.
Должностные лица обязаны:
- проводить выездную проверку только во время исполнения служебных обязанностей, при предъявлении служебного удостоверения, копии Приказа Министерства о назначении проверки и, в случае внеплановой выездной проверки, копии документа о согласовании проведения проверки с органами прокуратуры;
- организовать и провести проверку в соответствии с ее программой;
- взаимодействовать с органами управления, специализированными органами, должностными лицами и членами Национального объединения ГрСРО;
- соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы Национального объединения ГрСРО, в отношении которого проводится проверка;
- предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю Национального объединения ГрСРО, присутствующему при проведении проверки, информацию и копии документов, относящиеся к предмету проверки, знакомить его с результатами проверки;
- соблюдать сроки проведения проверки и т.д.
Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель Национального объединения ГрСРО при проведении проверки имеет право:
а) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
б) получать от проверяющих информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
в) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц;
г) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, повлекшие за собой нарушение прав национального объединения при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ;
д) обращаться в органы прокуратуры с просьбой принести протест на противоречащие законодательству РФ нормативные правовые акты, на основании которых осуществляется государственная функция;
е) на возмещение вреда, причиненного вследствие действий (бездействия) проверяющих при осуществлении государственной функции;
ж) привлекать Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ к участию в проверке.
Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель Национального объединения ГрСРО при проведении проверки обязан:
а) присутствовать при осуществлении государственной функции или обеспечить присутствие должностных лиц, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению требований ГрК РФ;
б) представлять заверенные Национальным объединением ГрСРО копии документов, необходимых для проведения проверки (в ч. 6 комментируемой статьи эта обязанность обозначена более широко, поскольку упомянуты не только документы в бумажном виде, но и электронные документы, которые должны быть подписаны с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи);
в) не препятствовать осуществлению государственной функции, не уклоняться от осуществления государственной функции, исполнять в установленный срок предписания министерства.
3. В комментируемой статье (ч. 5) установлено, что в случае выявления нарушения Национальным объединением ГрСРО требований, установленных ГрК РФ, Минстрой России направляет в Национальное объединение ГрСРО одновременно с актом о выявленных нарушениях предписание об их устранении в разумные сроки.
В предписании (согласно п. 91 названного выше Административного регламента) Минстрой РФ обязывает Национальное объединение ГрСРО устранить выявленные по результатам проверки нарушения и устанавливает сроки устранения нарушений.
В предписании указываются:
1) дата и место выдачи предписания;
2) фамилия, имя, отчество и должность должностного лица, выдавшего предписание;
3) сведения о Национальном объединении ГрСРО, которому выдается предписание, в том числе его наименование и место нахождения;
4) положения ГрК РФ, нарушение которых выявлено при проверке;
5) требования, предписываемые к выполнению в целях устранения нарушений ГрК РФ, и срок их исполнения;
6) срок, в течение которого Национальное объединение ГрСРО, которому выдано предписание, должно известить должностное лицо, выдавшее предписание, о выполнении предписания;
7) порядок и сроки обжалования предписания;
8) предупреждение лица, в отношении которого выдается предписание, об административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, по факту невыполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений обязательных требований.
Министерство в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем подписания Министром (его заместителем) предписания, направляет его проверенному Национальному объединению ГрСРО заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его направления.
Указанное предписание может быть обжаловано Национальным объединением ГрСРО в арбитражный суд.