Статья 55.17 ГрК РФ (последняя редакция с комментариями). Единый реестр сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах

СТ 55.17 ГрК РФ.

1. В единый реестр сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах включается информация о членах саморегулируемой организации, о лицах, прекративших членство в саморегулируемой организации, а также сведения об их обязательствах соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным такими лицами с использованием конкурентных способов заключения договоров.

2. Состав сведений, содержащихся в едином реестре о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, порядок формирования указанного реестра, порядок ведения указанного реестра, в том числе порядок включения в указанный реестр сведений, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Формирование и ведение единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах осуществляются соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций.

4. Саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации в составе единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах.

5. Сведения, содержащиеся в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, подлежат размещению в сети "Интернет" и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.

Комментарий к Ст. 55.17 Градостроительного кодекса РФ

1. Во исполнение норм ст. 55.9 Кодекса (об обеспечении саморегулируемой организацией доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов) и согласно общим правилам ст. 7 (об обеспечении саморегулируемой организацией доступа к информации и защите саморегулируемой организацией информации от ее неправомерного использования) ФЗ о СРО положениями комментируемой статьи законодатель установил порядок исполнения саморегулируемой организацией в области градостроительной деятельности обязанностей по ведению реестра своих членов.
Особенности регулирования правового института реестра членов саморегулируемой организации в области градостроительной деятельности, установленные в нормах рассматриваемой статьи, представляют собой:
- обязательное внесение в реестр трех категорий информации в отношении каждого члена саморегулируемой организации;
- определение времени размещения на своем сайте в сети Интернет и внесения в реестр членов саморегулируемой организации сведений о выдаче члену саморегулируемой организации свидетельства о допуске к работе, о внесении в него изменений, о приостановлении, о возобновлении, об отказе в возобновлении или о прекращении действия данного свидетельства, а также времени уведомления о принятых решениях;
- установление времени размещения на своем сайте в сети Интернет и внесения в реестр членов саморегулируемой организации сведений о добровольном прекращении членства в этой организации, а также направления в Ростехнадзор уведомления о прекращении действия свидетельства о допуске в случае добровольного прекращения членства саморегулируемой организации;
- обязанность саморегулируемой организации представить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса;
- правило установления формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации органом надзора за саморегулируемыми организациями (Ростехнадзором).
Первая часть комментируемой статьи устанавливает обязанность саморегулируемой организации вести реестр своих членов. Об особенностях общих правил членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях, регламентированных положениями ст. 5 ФЗ о СРО, см. комментарии к ч. 1 ст. 55.4 Кодекса.

2. Вторая часть рассматриваемой статьи определяет обязательное внесение в реестр членов саморегулируемой организации трех категорий информации в отношении каждого члена саморегулируемой организации. Отметим, что при указании сведений о физическом лице необходимо соблюдать соответствие и полноту сведений о нем, а также конфиденциальность персональных данных в соответствии с требованиями законодательства о персональных данных, что также регламентируют общие правила ч. ч. 5 и 6 ст. 7 ФЗ о СРО, согласно которым уставом саморегулируемой организации или специально установленными требованиями должны быть предусмотрены способы получения, использования, обработки, хранения и защиты информации, неправомерное использование которой работниками саморегулируемой организации может причинить моральный вред и (или) имущественный ущерб членам саморегулируемой организации или создать предпосылки для причинения такого вреда и (или) ущерба. При этом саморегулируемая организация несет перед своими членами ответственность за действия работников саморегулируемой организации, связанные с неправомерным использованием информации, ставшей известной им в силу служебного положения.

3. О составной части правового института допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включающей особенности получения свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства при приобретении некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации, см. ч. 7 ст. 55.8 Кодекса.
Положения ч. 3 комментируемой статьи устанавливают время размещения на своем сайте в сети Интернет (об определении сети Интернет и его правовом содержании (в том числе признании ООН права человека на доступ в Интернет) см. комментарий к ч. 7 ст. 9 Кодекса) и внесения в реестр членов саморегулируемой организации сведений о выдаче члену саморегулируемой организации свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Как установил законодатель, размещение и внесение в реестр членов саморегулируемой организации таких сведений, а также соответствующее уведомление Ростехнадзора должны осуществляться в день выдачи члену саморегулируемой организации свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Отметим, что уведомление Ростехнадзора реализует общее правило ч. 2 ст. 7 ФЗ о СРО.
Аналогичное требование установлено и для сведений о внесении изменений в данное свидетельство, о приостановлении, о возобновлении, об отказе в возобновлении или о прекращении действия данного свидетельства.
Согласно нормам подп. "б" п. 12 ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 240-ФЗ комментируемая статья дополнена ч. 3.1, в которой содержатся требования к саморегулируемой организации размещать на своем сайте в сети Интернет и вносить в реестр членов саморегулируемой организации сведения о добровольном прекращении членства в этой организации, а также направлять в Ростехнадзор уведомление о прекращении действия свидетельства о допуске в случае добровольного прекращения членства саморегулируемой организации в течение трех дней со дня поступления соответствующего заявления.
Следует указать на императивный характер требования уведомить Ростехнадзор, обозначенного в ч. ч. 3 и 3.1 рассматриваемой статьи, обусловливающий легитимность решений саморегулируемой организации, так как в соответствии с нормами ч. 5.1 ст. 55.18 Кодекса решения саморегулируемой организации семи видов, в том числе о выдаче члену саморегулируемой организации свидетельства о допуске к определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, о внесении изменений в такое свидетельство, о приостановлении, о возобновлении, об отказе в возобновлении или о прекращении действия этого свидетельства, вступают в силу в течение десяти дней со дня получения Ростехнадзором уведомлений о принятии таких решений.

4. В положениях ч. 4 комментируемой статьи обозначена обязанность саморегулируемой организации представлять по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. При этом форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями (Ростехнадзором), о чем указано в положениях ч. 5 рассматриваемой статьи.

Так, Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24 сентября 2010 г. N 952 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" в соответствии с комментируемыми положениями утверждена форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации, которая, помимо указанных в ч. 1 настоящей статьи сведений, включает информацию о полномочиях члена саморегулируемой организации на осуществление определенных видов работ с указанием их предельной стоимости по одному договору.
В заключение анализа комментируемой статьи обратим внимание на то, что обозначенные в ней требования к ведению реестра членов саморегулируемой организации в сфере градостроительной деятельности как составной части системы обеспечения саморегулируемой организацией доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов в соответствии с нормами ч. 6.1 ст. 55.19 Кодекса могут стать предметом внеплановой проверки Ростехнадзора. Негативный результат такой проверки с учетом общих правил ч. 5 ст. 22 ФЗ о СРО может повлечь применение соответствующих санкций в соответствии с положениями ч. 7 ст. 55.19 вплоть до исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в судебном порядке.

Второй комментарий к статье 55.17 ГрК РФ

1. В настоящей статье устанавливается порядок ведения реестра членов ГрСРО. Данная статья, как правильно отмечают исследователи, принята во исполнение норм ГрК РФ об обеспечении ГрСРО доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов и согласно общим правилам ст. 7 ФЗ "О саморегулируемых организациях" <182>. Необходимо отметить, что редакция ч. 1, действующая с 4 июля 2016 г. (внесена Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ), наряду с общей обязанностью ведения реестра членов оговаривает также возможность для ГрСРО вести реестр членов ГрСРО в составе единого реестра членов ГрСРО при условии размещения такого реестра на сайте ГрСРО в сети Интернет. Иными словами, речь идет о возможности слияния баз данных в целях упрощения поиска и обработки информации, содержащейся в этих реестрах. В настоящее время подобное объединение реестров можно видеть на сайте Ассоциации "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - общероссийское отраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство" (НОСТРОЙ). По адресу http://reestr.nostroy.ru/ можно ознакомиться с записями, составляющими реестр СРО (по состоянию на 28 февраля 2017 г. внесено 278 таких записей), а по адресу http://reestr.nostroy.ru/reestr доступны записи о членах различных ГрСРО, т.е. о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях (по состоянию на 28 февраля 2017 г. таких записей внесено 226 865).

--------------------------------

<182> Егоров В.Ю., Шишелова С.А. Постатейный комментарий к Градостроительному кодексу РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ / Под ред. А.В. Филатовой. М.: ЭлКниги, 2012.

2. Что касается информации, которая должна содержаться в реестре членов ГрСРО, то ее состав определен ФЗ "О саморегулируемых организациях" и ч. 2 комментируемой статьи. Установлено, что в отношении каждого члена ГрСРО должны быть указаны следующие сведения:

1) регистрационный номер члена ГрСРО, дата его регистрации в реестре;

2) сведения, позволяющие идентифицировать члена ГрСРО:

а) фамилия, имя, отчество, место жительства, дата и место рождения, паспортные данные, номера контактных телефонов, почтовый адрес, идентификационный номер налогоплательщика (для физического лица);

б) фамилия, имя, отчество, место жительства, дата и место рождения, паспортные данные, номера контактных телефонов, ИНН, дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, ОГРНИП, место фактического осуществления деятельности (для индивидуального предпринимателя);

в) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, дата государственной регистрации юридического лица, ОГРН, место нахождения юридического лица, номера контактных телефонов, ИНН, фамилия, имя, отчество лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, и (или) руководителя коллегиального исполнительного органа юридического лица;

3) сведения о соответствии члена ГрСРО условиям членства в ГрСРО, предусмотренным законодательством РФ и (или) внутренними документами ГрСРО;

4) сведения об обеспечении имущественной ответственности члена ГрСРО перед потребителями произведенных им товаров (работ, услуг) и иными лицами, в том числе сведения о размере взноса в компенсационный фонд (фонды) ГрСРО;

5) сведения о результатах проведенных ГрСРО проверок члена ГрСРО и фактах применения к нему дисциплинарных и иных взысканий (в случае, если такие проверки проводились и (или) такие взыскания налагались);

6) информация о дате прекращения членства в ГрСРО и об основаниях такого прекращения (в отношении лиц, прекративших свое членство в ГрСРО);

7) перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и к которым член ГрСРО имеет свидетельство о допуске (с 1 июля 2017 г. формулировка этого пункта изменяется, речь будет идти о сведениях о наличии у члена ГрСРО права соответственно выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров);

8) сведения о приостановлении, о возобновлении, об отказе в возобновлении или о прекращении действия свидетельства о допуске члена СРО к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (действует до 1 июля 2017 г.);

9) сведения об уровне ответственности члена ГрСРО по обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда (действует с 4 июля 2016 г.);

10) сведения об уровне ответственности члена ГрСРО по обязательствам по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (действует с 4 июля 2016 г.).

Необходимо иметь в виду, что в судебной практике сложилась позиция, согласно которой невнесение сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в реестр членов ГрСРО может расцениваться как нежелание самой ГрСРО принимать данного субъекта в число своих членов. Правовые последствия такого бездействия очевидны - полученные ГрСРО взносы признаются неосновательным обогащением и подлежат возврату истцу (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 6 декабря 2012 г. по делу N А56-15803/2012 и от 7 августа 2013 г. по делу N А56-65054/2012).

3. В комментируемой статье (ч. ч. 3 - 3.2) определяются правила информационного обмена, действующие в случаях, когда тем или иным образом меняется правовой статус индивидуального предпринимателя или юридического лица, желающего стать или являющегося членом ГрСРО. Общий принцип состоит в том, что при наличии соответствующего повода (вступления в силу решения о приеме в члены ГрСРО, иного решения относительно члена ГрСРО, заявления члена ГрСРО о добровольном выходе) у ГрСРО возникает обязанность внести соответствующую запись в реестр и разместить на своем сайте в сети Интернет текст того или иного решения. Закон предписывает делать это незамедлительно, т.е. в тот же день, когда выносится решение или поступает заявление от члена ГрСРО. Кроме того, возникает обязанность информировать Национальное объединение об указанных выше фактах. Комментируемая статья определяет, что уведомления могут быть поданы как в бумажной, так и в электронной формах (если речь идет о бумажных документах, срок для подачи уведомления составляет три дня). Для электронной формы требуется наличие усиленной квалифицированной электронной подписи, поскольку передаваемая информация (о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены ГрСРО, о внесении изменений в реестр членов ГрСРО, о прекращении членства индивидуального предпринимателя или юридического лица в ГрСРО) обладает особой важностью и должна быть защищена от несанкционированного доступа и возможных модификаций.

4. В комментируемой статье (ч. 4) установлена обязанность ГрСРО предоставлять заинтересованным лицам по их запросам выписки из реестра членов ГрСРО в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления запроса. При этом не определяется ни круг заинтересованных лиц, имеющих право на получение такой выписки (из чего необходимо сделать вывод, что заинтересованным лицом может быть как физическое, так и юридическое лицо, а также субъект публично-правовых отношений), ни стоимость услуг по предоставлению подобной информации (из чего можно сделать вывод о том, что такое предоставление осуществляется бесплатно). При этом определено, что форма выписки из реестра членов ГрСРО устанавливается Ростехнадзором (ч. 5 комментируемой статьи). В настоящее время действует Приказ Ростехнадзора от 24 сентября 2010 г. N 952 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации". До принятия этого нормативного акта формы выписки утверждались ГрСРО самостоятельно.

Действия, связанные с предоставлением сведений заинтересованным лицам, регламентируются внутренними документами ГрСРО. Например, в соответствии с Положением об информационной открытости НП СРОС "Строители Воронежской области" (утверждено общим собранием членов НП СРОС 29 мая 2014 г., протокол N 17) информация, размещаемая на официальном сайте Партнерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет:

- должна быть круглосуточно доступна пользователям для получения, ознакомления и использования, а также для автоматической (без участия человека) обработки информационными системами, без взимания платы за ознакомление с информацией или иное ее использование и иных ограничений;

- должна быть доступна для пользователей без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства пользователя информации требует заключения пользователем лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание с пользователя платы;

- не должна быть зашифрована или защищена от доступа иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление пользователя информации с ее содержанием без использования иного программного обеспечения или технических средств, чем веб-обозреватель. Доступ к информации, размещенной на официальном сайте, не может быть обусловлен требованием регистрации пользователей информации или предоставления ими персональных данных, а также требованием заключения ими лицензионных или иных соглашений;

- для просмотра и получения раскрываемых сведений не допускается установление требования ввода паролей, отправки СМС-подтверждений или сообщений иным способом;

- доступ к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальном сайте Партнерства, не может быть обусловлен требованием регистрации пользователей информации или предоставления ими персональных данных, а также требованием заключения ими лицензионных соглашений.

Информация в виде текста размещается на официальном сайте Партнерства в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"). Информация размещается на официальном сайте на русском языке <183>.

--------------------------------

<183> URL: http://srosvo.ru/files/025.pdf (дата обращения: 28.02.2017).

Таким образом, актуальная информация, необходимость размещения которой на сайте ГрСРО предусмотрена ГрК РФ, может быть либо предоставлена заинтересованным лицам в виде отдельной выписки, либо получена непосредственно при посещении указанного сайта. В этом смысле не вполне понятной является норма ч. 4 комментируемой статьи о том, что срок действия выписки из реестра членов ГрСРО составляет один месяц с даты ее выдачи (по прошествии указанного срока необходимо запрашивать новую выписку), если учитывать, что наиболее актуальную информацию всегда можно отследить именно на сайте организации.