Статья 55.11 ГрК РФ (последняя редакция с комментариями). Утратили силу с 1 июля 2017 года - Постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации

СТ 55.11 ГрК РФ - Утратили силу с 1 июля 2017 года. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 372-ФЗ.

1. Постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации
формируется из числа индивидуальных предпринимателей - членов саморегулируемой организации
и представителей юридических лиц - членов саморегулируемой организации.

2. Постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации
осуществляет руководство текущей деятельностью саморегулируемой организации и подотчетен
высшему органу управления саморегулируемой организации. К компетенции постоянно
действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации относится
решение вопросов, которые не относятся к компетенции высшего органа управления
саморегулируемой организации и компетенции исполнительного органа саморегулируемой
организации.

3. Постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации вправе создавать подотчетные ему иные органы саморегулируемой организации и передавать им осуществление отдельных полномочий, если создание таких органов предусмотрено уставом саморегулируемой организации или решениями ее высшего органа управления.

4. Срок полномочий руководителя постоянно действующего коллегиального органа
управления саморегулируемой организации не может превышать два года.

Комментарий к Ст. 55.11 Градостроительного кодекса РФ

1. Комментируемая статья включает особенности правового регулирования постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации (является в порядке ч. 1 ст. 15 ФЗ о СРО одним из трех органов управления), который, как правило, именуется правлением или коллегией саморегулируемой организации.
Первой особенностью является качественный состав формируемого постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации. В отличие от положений ч. ч. 1 - 3 ст. 17 ФЗ о СРО законодателем в составе этого органа управления, не являющегося общим собранием в порядке ч. 2 ст. 16 Кодекса, определены только члены саморегулируемой организации и не обозначены независимые члены, которые не связаны трудовыми отношениями со СРО и имеют возможность внести понятный аспект объективности при рассмотрении вопросов, включенных в повестку заседания постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации.
В сфере саморегулирования градостроительной области в порядке комментируемой статьи и ч. 2 ст. 17 ФЗ о СРО (об установлении требований к независимым членам федеральными законами) отсутствует требование обязательного участия независимых членов, что, с одной стороны, влияет на объективность функционирования постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации, с другой стороны, отрицает возникновение противоречий между личной заинтересованностью независимого члена и законными интересами саморегулируемой организации, которое может привести к причинению вреда этим законным интересам саморегулируемой организации.

2. Часть 2 рассматриваемой статьи включает пределы деятельности постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации (вторая особенность), который:
- осуществляет руководство текущей деятельностью саморегулируемой организации;
- подотчетен высшему органу управления саморегулируемой организации (общему собранию членов);
- имеет полномочия на решение вопросов, которые не относятся к компетенции высшего органа управления саморегулируемой организации (см. ст. 55.10 Кодекса) и компетенции исполнительного органа саморегулируемой организации (см. ст. 55.12 Кодекса).
В компетенцию постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации в области градостроительной деятельности могут входить права и обязанности, установленные в общих правилах ч. 7 ст. 17 ФЗ о СРО, в частности: утверждение стандартов и правил саморегулируемой организации, внесение в них изменений, назначение аудиторской организации для проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности саморегулируемой организации, принятие решений о проведении проверок деятельности исполнительного органа саморегулируемой организации, представление общему собранию членов саморегулируемой организации кандидата либо кандидатов для назначения на должность исполнительного органа саморегулируемой организации и др.
Так, например, согласно уставу саморегулируемой организации "Региональное некоммерческое партнерство "Содружество строителей Республики Татарстан" к компетенции постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации (коллегии) отнесены:
- выступление от имени партнерства в вопросах, относящихся к его компетенции;
- создание подотчетных ему специализированных органов партнерства и передача им осуществления отдельных полномочий, если создание таких органов предусмотрено уставом или решениями общего собрания;
- решение вопросов, связанных с возвратом ошибочно перечисленных средств в компенсационный фонд партнерства и осуществление выплат из компенсационного фонда (выплаты в целях возмещения вреда и судебные издержки);
- участие в составе комиссий по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд с целью обеспечения объективности и прозрачности проводимых конкурсов;
- решение вопросов, которые не отнесены к компетенции общего собрания и к компетенции исполнительного органа.

Обратим внимание на то, что в соответствии с положениями ч. 5.1 ст. 55.18 Кодекса решения саморегулируемой организации семи видов, а также решения, принятые постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации, вступают в силу в течение десяти дней со дня получения Ростехнадзором уведомлений о принятии таких решений.

3. Следующей особенностью полномочий постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации в сфере градостроительной деятельности следует считать конкретизацию общих правил, установленных п. 2 ч. 7 ст. 17 ФЗ о СРО (о праве создания специализированных органов саморегулируемой организации, утверждения положений о них и правил осуществления ими деятельности).
Согласно ч. 3 комментируемой статьи постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации уполномочен создавать подотчетные ему органы саморегулируемой организации и передавать им осуществление отдельных полномочий, с условием установления этого права в уставе некоммерческого партнерства или соответствующим решением его высшего органа управления (общего собрания членов).
Так, например, в положении о правлении некоммерческого партнерства строительных компаний "Капитальный ремонт и строительство" <24> указывается, что постоянно действующим коллегиальным органом управления партнерства является правление, которое избирается из числа членов партнерства и/или представителей членов партнерства, а также независимых членов в количестве девяти человек, включая председателя правления. При этом к компетенции правления относятся, например, следующие вопросы:
1) создание специализированных органов партнерства, утверждение положений о них и правил осуществления ими деятельности;
2) утверждение аудиторской организации для проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности партнерства, принятие решений о проведении проверок деятельности исполнительного директора партнерства;
3) утверждение перечня лиц, кандидатуры которых могут предлагаться в качестве третейских судей для их выбора участниками споров, рассматриваемых по их заявлениям в третейском суде, образованном партнерством;
4) решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением очередных и внеочередных общих собраний членов партнерства;
5) привлечение для осуществления уставной деятельности дополнительных источников финансовых и материальных средств.

4. Последней отличительной особенностью правового регулирования функций постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации в сфере градостроительной деятельности согласно положениям ч. 4 рассматриваемой статьи является установление максимального срока полномочий руководителя этого органа управления, который не может превышать два года. Такие хронологические рамки не предусмотрены общими положениями саморегулирования ФЗ о СРО.
Так, например, в соответствии с положением о правлении саморегулируемой организации НП "МООСС" "председатель правления партнерства избирается Общим собранием из числа членов правления партнерства. По решению Общего собрания возможно избрание сопредседателей правления партнерства, которые на основе решений, принятых правлением партнерства, исполняют отдельные функции председателя правления партнерства, определенные положением о сопредседателе правления партнерства. При этом срок полномочий председателя правления партнерства не может превышать два года".