СТ 50 ГрК РФ.
1. Негосударственная экспертиза проектной документации и (или) негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся юридическими лицами, аккредитованными на право проведения негосударственной экспертизы соответствующего вида.
2. Юридическое лицо может быть аккредитовано на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий при условии соответствия следующим минимально необходимым требованиям:
1) наличие по месту основной работы соответственно не менее чем пять работников, имеющих аттестацию на право подготовки заключений экспертизы проектной документации, или не менее чем пять работников, имеющих аттестацию на право подготовки заключений экспертизы результатов инженерных изысканий. Перечень направлений деятельности экспертов, а также требования к содержанию данных направлений для получения юридическим лицом аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства;
2) наличие у юридического лица сайта в сети "Интернет";
3) наличие регламента проведения негосударственной экспертизы проектной документации, утвержденного приказом руководителя юридического лица и размещенного на сайте такого юридического лица в сети "Интернет".
3. Порядок аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий и порядок формирования и ведения государственного реестра юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3.1. Организация формирования и ведения государственного реестра юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, осуществляется национальным органом по аккредитации.
4. Национальный орган по аккредитации по итогам аккредитации вносит сведения об аккредитации в государственный реестр юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, с присвоением аккредитованному лицу соответствующего уникального номера записи об аккредитации в реестре или принимает решение об отказе в аккредитации с указанием причин отказа.
5. Юридическое лицо, аккредитованное на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, обязано размещать на своем сайте в сети "Интернет" следующие информацию и документы:
1) наименование, адрес (место нахождения) и номер контактного телефона юридического лица;
2) состав органов управления юридического лица;
3) фамилии, имена, отчества работников юридического лица, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, с указанием направлений деятельности;
4) регламент проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий.
6. Информация и документы, размещаемые на сайте организации в сети "Интернет" в соответствии с частью 5 настоящей статьи, должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.
7. В государственном реестре юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, в отношении каждого из указанных юридических лиц должны содержаться следующие сведения:
1) идентификационный номер налогоплательщика, полное наименование юридического лица, его адрес (место нахождения), номер контактного телефона, адрес сайта юридического лица в сети "Интернет";
1.1) уникальный номер записи об аккредитации и дата внесения сведений в реестр;
2) область аккредитации юридического лица с указанием вида негосударственной экспертизы, в отношении которого получена аккредитация;
3) фамилия, имя, отчество, номер контактного телефона руководителя юридического лица, аккредитованного на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий;
4) фамилии, имена, отчества работников юридического лица, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, с указанием направлений деятельности;
5) дата принятия решения об аккредитации;
6) дата начала приостановления действия аккредитации;
7) дата возобновления действия аккредитации;
8) дата прекращения действия аккредитации;
9) информация об обжаловании в судебном порядке решения о приостановлении действия аккредитации или о прекращении действия аккредитации (наименование и реквизиты акта, на основании которого решение о приостановлении действия аккредитации или о прекращении аккредитации признано недействительным).
8. Сведения, содержащиеся в государственном реестре юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, подлежат размещению на официальном сайте национального органа по аккредитации, в сети "Интернет" и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.
9. В срок не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения об аккредитации юридического лица на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, принятия решения о приостановлении действия аккредитации или о прекращении действия аккредитации национальный орган по аккредитации вносит в государственный реестр юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, предусмотренные частью 5 настоящей статьи сведения.
10. Юридическое лицо, аккредитованное на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, обязано уведомить в письменной форме об изменении сведений, указанных в пунктах 1, 3, 4 и 9 части 7 настоящей статьи, национальный орган по аккредитации, и одновременно представить соответствующие документы. В течение десяти рабочих дней со дня получения таких уведомления и документов указанный орган вносит соответствующие изменения в государственный реестр юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий.
10.1. В случае прекращения трудовых отношений физического лица, аттестованного на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, с юридическим лицом, аккредитованным на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, такое физическое лицо вправе обратиться в письменной форме в национальный орган по аккредитации о внесении изменений в сведения, указанные в пункте 3 части 5 настоящей статьи и содержащиеся в государственном реестре юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, и одновременно представить соответствующие документы. В течение десяти рабочих дней со дня получения таких обращения и документов указанный орган вносит соответствующие изменения в государственный реестр юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий.
11. Внесение сведений в государственный реестр юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, изменение таких сведений осуществляются без взимания платы.
12. Утратила силу с 11 июня 2021 г. - Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ
1. Исходя из предусмотренной комментируемой статьей процедуры, разработчики проектной документации любого объекта капитального строительства вправе добровольно направить ее на негосударственную экспертизу в целях получения подтверждения соответствия ее качества требованиям технических регламентов, а также требованиям экологической, радиационной, пожарной и иной безопасности. Юридическое значение данной процедуры заключается в том, что государственная экспертиза проектной документации носит обязательный (а не рекомендательный как государственная экспертиза проектов документов территориального планирования) характер, в связи с чем, заключение аккредитованной государством организации, подтверждающее качество проектной документации, может быть использовано в суде в качестве доказательства при оспаривании отрицательного заключения государственной экспертизы (ч.10 ст.49 ГрК РФ). При этом следует иметь в виду, что государственная экспертиза проектной документации не осуществляется в отношении проектной документации объектов, перечисленных чч.2-3 ст.49 ГрК РФ, а потому направление проектов последних на негосударственную экспертизу не будет носить массового характера (хотя комментируемая статья этого и не запрещает).
Положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации в силу ч.8 ст.51 ГрК РФ может прилагаться к заявлению о выдаче разрешения на строительство (положительное заключение государственной экспертизы проектной документации прилагается обязательно).
Сфера действия негосударственной экспертизы значительно уже, чем у государственной экспертизы документации в сфере градостроительной деятельности, поскольку нельзя направить на негосударственную экспертизу, например, проекты документов территориального планирования либо проектную документацию объекта, составляющую государственную тайну.
Субъектами правоотношений по проведению негосударственной экспертизы проектной документации являются либо застройщик (см. комментарий ст.1), либо заказчик, либо осуществляющее на основании договора с застройщиком или заказчиком юридическое или физическое лицо с одной стороны, и коммерческое либо некоммерческое юридическое лицо, учредительные документы, а также документ о государственной аккредитации которого позволяют ему осуществлять данную негосударственную экспертизу, с другой стороны. Между указанными субъектами заключается договор возмездного оказания услуг. Согласно ст.779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
2. В случае причинения вреда физическим или юридическим лицам в результате несоответствия проектной документации требованиям технических регламентов и материалам инженерных изысканий, к возмещению такого вреда привлекается лицо, осуществившее подготовку проектной документации. Однако в случае наличия положительного заключения негосударственной экспертизы проектной документации, соответствующая организация, которая провела негосударственную экспертизу проектной документации, может быть привлечена к субсидиарной ответственности (ч.2 ст.60 ГрК РФ).
3. Согласно ст.12 Закона об архитектурной деятельности, архитектор и юридическое лицо на основании договора с заказчиком (застройщиком) имеют право проводить экспертизу архитектурных проектов. Данная норма вступает в противоречие с комментируемой статьей, предусматривающей обязательную государственную аккредитацию организации, осуществляющей негосударственную экспертизу проектной документации, а в силу ч.2 ст.3 ГрК РФ, нормы федеральных законов, регулирующих отношения в области градостроительной деятельности, не должны противоречить ГрК РФ.
4. Негосударственная экспертиза проектной документации занимает вполне определенное место в системе иных негосударственных экспертиз, и наиболее близка по своей юридической природе к общественной экологической экспертизе. Общим между ними является предусмотренная законодательством возможность граждан и их объединений реализовать свое право на контроль за действиями, решениями и документами, принимаемыми органами публичной власти и коммерческими структурами, на предмет их соответствия требованиям безопасности. Существует и ряд существенных отличий.
а) для проведения общественной экологической экспертизы не требуется аккредитация, поскольку достаточно указания в качестве основного направления деятельности в уставе такого общественного объединения проведение общественной экологической экспертизы и факта государственной регистрации заявления такого объединения (ст.20 Закона об экологической экспертизе).
б) в Законе об экологической экспертизе достаточно четко прописаны организационные вопросы ее проведения, чего нет в ГрК РФ в части организации негосударственной экспертизы.
в) на негосударственную экспертизу проектная документация направляется только в результате волеизъявления застройщика или заказчика (либо подготовившего документацию на основе договора лица). На общественную экологическую экспертизу предоставление документации осуществляется в результате требования общественного объединения, проводящего общественную экологическую экспертизу.
5. В настоящий момент единый федеральный закон, определяющий порядок, формы, принципы и иные параметры государственной аккредитации, отсутствует. Однако данная процедура является достаточно разработанной на подзаконном уровне применительно к образовательным отношениям, требованиям к аудиторам и журналистам, научным организациям, субъектам правоотношений в сфере технического регулирования, а также иным субъектам, закрытого перечня которых не существует (в отличие, например, от закрытого перечня случаев необходимости получения лицензий).
Нормативно-правовым актом, содержащим общие положения об аккредитации, является постановление Госстандарта РФ от 30 декабря 1999 г. № 72, которым на основании положений Руководства ИСО/МЭК 58, Руководства ИСО/МЭК 61, Европейских стандартов EN 45003, EN 45010 были утверждены «Общие правила по проведению аккредитации в Российской Федерации».
Данные правила применяются при организации и проведении работ по аккредитации различных субъектов, проводящих работы по испытаниям, измерениям, анализу, контролю, подтверждению соответствия и другим видам оценки соответствия, изъявивших желание получить подтверждение своей компетентности.
Аккредитация - процедура, по результатам которой аккредитующий орган выдает аттестат аккредитации, удостоверяющий, что субъект является компетентным выполнять конкретные работы по оценке соответствия установленным требованиям качества и безопасности продукции, производственных процессов, услуг и других объектов (Руководство ИСО/МЭК 2). Аккредитация как процедура может носить добровольный или обязательный (как в нашем случае) характер.
Основными целями аккредитации являются обеспечение доверия потребителей к деятельности по подтверждению соответствия продукции, услуг и других объектов установленным требованиям, а также создание условий для взаимного признания результатов деятельности аккредитованных субъектов на национальном и международном уровне.
Аккредитация основывается на следующих основных принципах: добровольность; компетентность; независимость; недопущение дискриминации и принятия пристрастных решений при аккредитации; общедоступность (прозрачность). Заявитель, претендующий на аккредитацию, должен подать в аккредитующий орган официально оформленную заявку и комплект документов, содержащий информацию, необходимую и достаточную для оценки его готовности к аккредитации. Форма заявки и необходимый комплект документов, представляемые с заявкой конкретными субъектами аккредитации, а также иные требования и будут установлены согласно ч.3 комментируемой статьи Правительством РФ.
В нормах рассматриваемой статьи законодатель определил правовые основы проведения негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, обеспечивающие эффективный конкурентный порядок реализации трех основных принципов законодательства о градостроительной деятельности (см. п. п. 7 - 9 ст. 2 Кодекса), которыми являются:
- определение в ч. 1 настоящей статьи права застройщика (заказчика) или лица, осуществляющего на основании договора с застройщиком или заказчиком подготовку проектной документации, направить проектную документацию и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, на негосударственную экспертизу;
- обозначение в нормах ч. 2 комментируемой статьи полномочий аккредитованных организаций проводить негосударственную экспертизу проектной документации и негосударственную экспертизу результатов инженерных изысканий на основании договора с установлением порядка проведения негосударственной экспертизы и порядка аккредитации организаций Правительством РФ (см. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1070, Приказ Минрегиона РФ от 10 июня 2009 г. N 212).
Необходимость актуализации и реформирования системы градостроительных экспертиз, создание механизмов обеспечения ответственности и аккредитации организаций, осуществляющих такую экспертизу, определены в п. 15 Плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в области градостроительной деятельности (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 июня 2010 г. N 982-Р), согласно которому альтернативой сложившейся естественной монополии государственных органов экспертизы должна стать система негосударственной экспертизы.
К основным нормативным правовым актам, регламентирующим проведение негосударственной экспертизы, относятся:
- Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1070 "О негосударственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий" (вместе с Положением о проведении негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, Правилами аккредитации организаций на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий);
- Приказ Минрегиона РФ от 13 марта 2009 г. N 55 "Об утверждении формы свидетельства об аккредитации организации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий";
- Приказ Минрегиона РФ от 2 апреля 2009 г. N 106 "О порядке ведения реестра организаций, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, и предоставления сведений, содержащихся в этом реестре" (вместе с Положением о порядке ведения реестра организаций, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, и предоставления сведений, содержащихся в этом реестре);
- Приказ Минрегиона РФ от 2 апреля 2009 г. N 107 "Об утверждении формы заключения негосударственной экспертизы";
- Приказ Минрегиона РФ от 26 марта 2009 г. N 80 "О мерах по реализации Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1070 "О негосударственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий";
- Приказ Минрегиона РФ от 10 июня 2009 г. N 212 "Об организации работы по аккредитации организаций на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий".
При рассмотрении порядка проведения негосударственной экспертизы следует учесть, что согласно п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 г. N 66 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" при условии, если денежные средства сторонами не были депонированы, но экспертиза необходима для рассмотрения дела и принятия решения, выплата денежных средств эксперту (экспертному учреждению) производится за счет федерального бюджета применительно к ч. 3 ст. 319 АПК РФ. При этом в судебном заседании, в котором оглашено заключение эксперта, может быть принято решение о взыскании в доход федерального бюджета подлежащих выплате эксперту сумм с лица, не исполнившего обязанность по депонированию, путем направления в соответствии с указанной нормой исполнительного листа в налоговый орган по месту нахождения такого лица. То есть неоплаченные или не полностью оплаченные расходы на проведение экспертизы подлежат взысканию в пользу эксперта или государственного судебно-экспертного учреждения с лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований и выплата вознаграждения эксперту не ставится в зависимость от соответствия или несоответствия экспертного заключения требованиям, предъявленным судом (подробнее также см. Постановление Президиума ВАС РФ от 5 апреля 2011 г. N 15659/10 о пересмотре в порядке надзора Определения Арбитражного суда Белгородской области от 16 августа 2010 г. по делу N А08-8887/2009-30).