СТ 48 ГрК РФ.
1. Архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи.
1.1. В случае, если документацией по планировке территории предусмотрено размещение объекта транспортной инфраструктуры федерального значения либо линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения или местного значения или в случае, если подготовка проектной документации такого объекта осуществляется до утверждения документации по планировке территории в соответствии с частью 11.1 настоящей статьи, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к такому объекту и его частям, строящимся, реконструируемым, в том числе в границах не принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка.
1.2. В случае, если земельный участок для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не указанных в части 1.1 настоящей статьи, образуется из земель или земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и которые не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута, подготовка проектной документации, рабочей документации для размещения указанных объектов капитального строительства до образования такого земельного участка в соответствии с земельным законодательством осуществляется на основании утвержденной документации по планировке территории, принятого в случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, решения о подготовке документации по планировке территории и (или) выданного в соответствии с частью 1.1 статьи 57.3 настоящего Кодекса градостроительного плана земельного участка.
2. Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
2.1. Рабочая документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, их частей. Рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации. Подготовка проектной документации и рабочей документации может осуществляться одновременно.
3. Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объекту индивидуального жилищного строительства, садовому дому.
3.1. Положения части 3 настоящей статьи не применяются в случае, если сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения.
4. Работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
4.1. Не требуется членство в саморегулируемых организациях в области архитектурно-строительного проектирования:
1) государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений в случае заключения ими договоров подряда на подготовку проектной документации с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
2) коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на подготовку проектной документации с указанными предприятиями, учреждениями, а также с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, которые предусмотрены пунктом 1 настоящей части и в ведении которых находятся указанные предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных предприятий, учреждений, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
3) юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями (за исключением юридических лиц, предусмотренных пунктом 1 настоящей части), в случае заключения указанными юридическими лицами договоров подряда на подготовку проектной документации в установленных сферах деятельности (в областях, для целей осуществления деятельности в которых созданы указанные юридические лица), а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на подготовку проектной документации с указанными юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных юридических лиц;
4) юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения указанными юридическими лицами договоров подряда на подготовку проектной документации с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в установленных сферах деятельности которых указанные юридические лица осуществляют уставную деятельность, или в случае выполнения указанными юридическими лицами функций технического заказчика от имени этих федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на подготовку проектной документации с указанными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц.
5. Лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик, иное лицо (в случае, предусмотренном частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи) либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор подряда на подготовку проектной документации. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Застройщик, иное лицо (в случае, предусмотренном частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи) вправе выполнить подготовку проектной документации самостоятельно при условии, что они являются членами саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, либо с привлечением иных лиц по договору подряда на подготовку проектной документации.
5.1. Утратила силу с 1 июля 2017 г.
5.2. Договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.
6. В случае, если подготовка проектной документации осуществляется индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании договора подряда на подготовку проектной документации, заключенного с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, застройщик, технический заказчик, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, региональный оператор обязаны предоставить таким индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу:
1) градостроительный план земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, а также случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи);
2) результаты инженерных изысканий (в случае, если они отсутствуют, договором подряда на подготовку проектной документации должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий);
3) технические условия подключения (технологического присоединения), предусмотренные статьей 52.1 настоящего Кодекса (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).
7. Утратила силу с 1 сентября 2021 г. - Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 276-ФЗ
8. Утратила силу с 1 сентября 2021 г. - Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 276-ФЗ
9. Утратила силу с 1 сентября 2021 г. - Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 276-ФЗ
10. Утратила силу с 1 сентября 2021 г. - Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 276-ФЗ
10.1. Утратила силу с 1 сентября 2021 г. - Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 276-ФЗ
11. Подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора подряда на подготовку проектной документации), результатов инженерных изысканий, информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, или в случае подготовки проектной документации линейного объекта на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории либо в случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, решения о подготовке документации по планировке территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории) в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями подключения (технологического присоединения), предусмотренными статьей 52.1 настоящего Кодекса, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
11.1. Подготовка проектной документации линейного объекта федерального значения, линейного объекта регионального значения или линейного объекта местного значения может осуществляться до утверждения документации по планировке территории, предусматривающей строительство, реконструкцию соответствующего линейного объекта. В этом случае обязательными приложениями к заданию застройщика или технического заказчика на проектирование являются:
1) решение о подготовке такой документации по планировке территории;
2) чертеж границ зон планируемого размещения соответствующего линейного объекта, сведения о его характеристиках и схема планировочных решений, предусмотренные разрабатываемой документацией по планировке территории соответствующего линейного объекта.
11.2. В случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, проектная документация линейного объекта направляется на экспертизу проектной документации при наличии утвержденного проекта планировки территории, предусматривающего строительство, реконструкцию линейного объекта.
12. Состав и содержание проектной документации определяются Правительством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Правительством Российской Федерации могут устанавливаться отдельные требования к составу и содержанию рабочей документации.
12.1. Подготовка проектной документации по инициативе застройщика или технического заказчика может осуществляться применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
12.2. В случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. В случае, предусмотренном частью 10 статьи 52 настоящего Кодекса, при составлении указанной сметы подготовка такого акта не требуется. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.
12.3. Сведения об объекте капитального строительства в задании застройщика или технического заказчика на проектирование и в проектной документации подлежат указанию в соответствии с классификатором объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям (для целей архитектурно-строительного проектирования и ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства), утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
12.4. Форма задания застройщика или технического заказчика на проектирование объекта капитального строительства, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которого осуществляются с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
13. Состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации и дифференцируются применительно к различным видам объектов капитального строительства (в том числе к линейным объектам), а также в зависимости от назначения объектов капитального строительства, видов работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства), их содержания, источников финансирования работ и выделения отдельных этапов строительства, реконструкции в соответствии с требованиями настоящей статьи и с учетом следующих особенностей:
1) подготовка проектной документации осуществляется в объеме отдельных разделов применительно к различным видам объектов капитального строительства (в том числе к линейным объектам), а также на основании задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при реконструкции объектов капитального строительства (в случае проведения реконструкции объекта капитального строительства);
2) проект организации строительства объектов капитального строительства должен содержать проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей (в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);
3) содержащиеся в проектной документации решения и мероприятия должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (в случае подготовки проектной документации для проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности таких объектов);
4) проектная документация должна включать раздел "Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства" (в случаях, если строительство, реконструкция, снос финансируются с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, указанных в части 2 статьи 8.3 настоящего Кодекса, капитальный ремонт финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Кодекса);
5) в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", статьей 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", статьей 30 Федерального закона от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", пунктами 2 и 3 статьи 36 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в состав проектной документации в обязательном порядке включаются документация, разделы проектной документации, предусмотренные указанными федеральными законами.
14. Проектная документация объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения радиоактивных отходов), опасных производственных объектов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности также должна содержать перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мероприятий по противодействию терроризму, за исключением объектов использования атомной энергии, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 48.1 настоящего Кодекса.
15. Проектная документация, а также изменения, внесенные в нее в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, утверждаются застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. Проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации, за исключением случаев, предусмотренных частями 15.2 и 15.3 настоящей статьи.
15.1. Особенности подготовки, согласования и утверждения проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, устанавливаются законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия.
15.2. Застройщик или технический заказчик вправе утвердить изменения, внесенные в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса, при наличии подтверждения соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленного лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, утвержденного привлеченным этим лицом в соответствии с настоящим Кодексом специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта.
15.3. В случае утверждения застройщиком или техническим заказчиком изменений, внесенных в проектную документацию в соответствии с частью 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, такие изменения утверждаются застройщиком или техническим заказчиком при наличии указанного в части 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса и предоставленного органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу данной проектной документации, в ходе экспертного сопровождения подтверждения соответствия вносимых в данную проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, и (или) положительного заключения экспертизы проектной документации, выданного в соответствии с частью 3.11 статьи 49 настоящего Кодекса.
15.4. Внесение указанных в частях 15.2 и 15.3 настоящей статьи изменений в проектную документацию после получения заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации не допускается в случае, если при строительстве, реконструкции такого объекта капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с настоящим Кодексом.
15.5. Оценка соответствия разделов проектной документации объекта капитального строительства, в том числе разделов проектной документации, подготовленных применительно к этапу строительства, реконструкции объекта капитального строительства, изменений в них, требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий по решению застройщика или технического заказчика может осуществляться в форме экспертного сопровождения органом исполнительной власти или организацией, уполномоченными на проведение экспертизы проектной документации, до направления проектной документации на экспертизу проектной документации. Порядок такого экспертного сопровождения, в том числе порядок и сроки согласования указанных в настоящей части разделов проектной документации, устанавливается Правительством Российской Федерации. В случае, если при проведении указанной в настоящей части оценки отсутствуют результаты инженерных изысканий, такая оценка может осуществляться одновременно с оценкой результатов инженерных изысканий, проводимой в соответствии с частью 6.1 статьи 47 настоящего Кодекса.
16. Не допускается требовать согласование проектной документации, заключение на проектную документацию и иные документы, не предусмотренные настоящим Кодексом.
1. Архитектурно-строительное проектирование является стадией процесса строительства (реконструкции) объекта. Именно проектная документация, которая состоит из текстовой и графической (схемы) частей, показывает все необходимые параметры возводимого объекта, а также отражает учет заказчиком экологических, противопожарных и иных требований, определяющих последующую безопасную эксплуатацию возводимого (реконструируемого) объекта.
Комментируемая статья регулирует градостроительно-правовой (публичный) аспект разработки проектной документации. Отношения же между лицом, разрабатывающим проектную документацию и ее заказчиком регламентируются ГК РФ. Данные отношения регулируются договором подряда на выполнение проектных и изыскательских работ (ст.758 ГК РФ).
Сфера действия архитектурно-строительного проектирования указана ч.1 комментируемой статьи 49 Градостроительного кодекса РФ. Разработка проектной документации необходима для строительства зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства (кроме временных построек, киосков, навесов и т.д.), строительству и реконструкции их частей в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также их капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов. В иных случаях проектная документация не разрабатывается.
Характерно, что разработка проектной документации не требуется для индивидуального жилищного строительства (ч.3), в связи с чем, не проводится и государственная экспертиза такой проектной документации (ч.2 ст.49 ГрК РФ). Между тем, для осуществления индивидуального жилищного строительства необходимо получение разрешения на строительство (ч.19 ст.51 ГрК РФ) и, как следует из ч.2 ст.55 ГрК РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Мы полагаем такую ситуацию не совсем логичной, поскольку, как следует из ч.1 ст.51 ГрК РФ, разрешение на строительство – это документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка. Однако если разработка проектной документации не является обязательной, то теряется и смысл ее проверки.
2. Согласно ч.1 ст.4 Вводного закона, до установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка, подготовка проектной документации осуществляется на основании архитектурно-планировочных заданий, выдаваемых в соответствии с Законом об архитектурной деятельности. Как следует из ст.3 данного Закона, архитектурно-планировочное задание выдается по заявке заказчика (застройщика) органом, ведающим вопросами архитектуры и градостроительства в соответствии с законодательством РФ.
Архитектурно-планировочное задание (далее – АПЗ) должно содержать положения утвержденной градостроительной документации, обязательные экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные требования к архитектурному объекту, требования по охране памятников истории и культуры, указания на строительство в особых условиях (сейсмозона, зона вечной мерзлоты и другие), требования по соблюдению прав граждан и юридических лиц, интересы которых затрагиваются в ходе данного строительства.
В АПЗ формируются вопросы, которые необходимо решить посредством разработанного проекта. АПЗ выдается по заявке заказчика (застройщика) уполномоченным органом и утверждается руководителем данного органа. Принципиальное значение АПЗ заключается в том, чтобы очертить круг наиболее важных позиций и требований, которые необходимо соблюдать в процессе проектирования. Как правило, перечень этих вопросов затрагивает тот необходимый минимум проработок, без которых завершенный проект не будет полноценным. Структуру задания формируют титульный лист, на котором указываются наименование предполагаемого проекта, адрес его фактического размещения, данные о заказчике проекта и основания для проектирования (акт выбора площади, постановление администрации) с присвоением АПЗ порядкового номера (регистрируемого). Разделы: 1) планировочные (градостроительные) требования и ограничения; 2) архитектурные требования и ограничения; 3) благоустройство и инженерное оборудование; 4) особые условия (ограничения); 5) обязательные требования.
В разделе планировочных требований указываются позиции, которые в совокупности позволяют составить представление о том, какого рода градостроительные преобразования планируются на участке территории. Они оцениваются как качественными, так и количественными показателями. Среди качественных показателей выделяются требование обосновать выбор направления градостроительных изменений (новое строительство, реконструкция, капитальный ремонт), уточнить характер этих изменений (освоение подземного, надземного пространства, функциональную программу, структуру застройки) и определить общую градостроительную концепцию вновь формируемой застройки с учетом существующего окружения, описать общие планировочные приемы, обусловленные существующей ситуацией, дать оценку сложившейся застройки на участке с точки зрения целесообразности ее сохранения (ликвидации), определить возможность соблюдения (улучшения) санитарно-гигиенических условий в проектном решении. В этом же разделе устанавливается наличие разработанной планировочной документации (с указанием ее наименования, проектной организации, выполнившей проект, год выпуска), возможность использования ее при формировании нового проектного решения, а также необходимость дополнительной разработки предпроектных материалов.
В разделе архитектурных требований фиксируется функциональное назначение объекта проектирования, его вместимость и, исходя из этого, предложенные габариты здания (сооружения), согласующиеся с параметрами застройки, установленными в градостроительном плане земельного участка (предельная высота и размеры здания, а также отступы от прилегающих зданий).
В архитектурном разделе АПЗ не допускается указывать требования, ограничивающие права заказчика (застройщика) и ущемляющие авторские права разработчиков проекта. Исключение составляют требования технических регламентов (санитарно-эпидемиологических, экологических, требований пожарной и иной безопасности), а также результатов инженерных изысканий.
В разделе благоустройства и инженерного оборудования указываются тип дорог, тротуаров, площадок; требования к инженерной подготовке территории к поверхностному стоку, ландшафтной архитектуре, озеленению, малым архитектурным формам, ограждению, наружному электроосвещению и подключению к инженерным сетям. Правовым основанием для выдачи архитектором задания является наличие у заказчика документов, удостоверяющих его право собственности (право аренды) на земельный участок, либо разрешение собственника (государственного, муниципального, частного) на проектирование на этом участке.
3. На основании утвержденного архитектурно-планировочного задания осуществляется подготовка проектной документации. Для этого необходимо получение технических условий. Технические условия в совокупности задают режим проектного процесса, определяют параметры, в соответствии с которыми будет осуществляться разработка архитектурно-планировочного, конструктивного и объемно-пространственного решения здания (сооружения). Технические условия устанавливаются, как правило, в зависимости от величины проектируемого сооружения, его функционального назначения, специфики сложившейся градостроительной ситуации, а также от степени оснащенности конкретного земельного участка инженерными коммуникациями.
Перечень технических условий определяется на основании реально существующих инженерно-технических ресурсов сетей и коммуникаций, а также с учетом возможности их перспективного развития. Перечень технических условий формируется исходя из требований, определяемых соответствующими органами государственного власти и местного самоуправления. Существуют устоявшиеся подходы к определению технических условий, когда каждый из таких органов составляет собственный перечень, а затем в процессе работы специальных комиссий он корректируется. Сущность процедуры получения технических условий заказчиком (застройщиком) заключается в необходимости регламентации проектного процесса посредством определения соответствующих требований органами публичной власти.
Это позволяет на стадии, предваряющей проведение проектных разработок, уточнить реальные возможности инженерных сетей, тем самым внести соответствующие изменения в проект. Недостаточная осведомленность заказчика (застройщика) о технических возможностях, существующих на конкретном участке территории, не позволяет ему самостоятельно точно установить, какое из запроектированных им условий может быть реально выполнено. В наиболее общем виде технические характеристики инженерных сетей и сооружений выглядят следующим образом:
а) сети теплоснабжения (условия прокладки теплотрасс, методы прокладки, тип системы теплоснабжения, предельная температура в трубопроводе, количество и диаметр трубопроводов, материал труб, особые условия трассировки и строительства теплотрассы).
б)
в) сети газоснабжения (категория газопровода, рабочее давление в газопроводе, местоположение относительно поверхности земли, вид транспортируемого газа, ориентировочный диаметр газопровода, материал труб, тип и материал опор, стоек при подземной прокладке, особые условия трассировки и прокладки).
г)
д) линии электропередачи (тип линии для передачи электроэнергии, напряжение, способ прокладки кабельной линии, габаритные сооружения кабельной линии, особые условия трассировки и прокладки).
е)
ж) линии связи и радиовещания (метод прокладки линии связи, назначение, функция, количество кабелей, прокладка кабельных линий, потребность в специально отведенном земельном участке (охранной зоне) для линии связи, особые условия трассировки и прокладки).
з)
Наличие этих характеристик позволяет уточнить содержание технических условий. Они, как правило, включают в себя семь групп условий: водоснабжение (вода питьевая, вода техническая); канализация (хозбытовые стоки, производственные стоки); теплоснабжение (общее количество, в том числе на отопление, на горячее водоснабжение, на технический пар); газоснабжение, электроснабжение, телефонизация, радиофикация, а также указания на возможность и условие размещения предполагаемого объекта в структуре застройки с общими объектами инженерного обеспечения и коммуникациями, кооперация в процессе строительства объектов инженерного обеспечения и коммуникаций.
Совокупность технических условий не содержит в себе прямых запрещений относительно проектного решения, она позволяет нормализовать и упорядочить процесс проектирования. Каждое из обозначенных технических условий в отдельности необходимо учитывать при разработке архитектурного решения, конструктивной и объемно-планировочной схемы, инженерно-технического обеспечения объекта, а также при обосновании соответствующих инженерных мероприятий в рамках выполняемого проекта.
Технология разработки проектной документации включает последовательное, поэтапное выполнение определенного вида работ, различающихся между собой методами обработки информации и способами предоставления результатов проделанной работы. Таким образом, структура проектной документации сформирована тремя крупными блоками: 1) блок исходных данных (текстовых и графических материалов) для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, включающих технические условия и инженерные изыскания, градостроительный план земельного участка; 2) блок проектных графических материалов, состоящий из двух частей: архитектурно-градостроительной и инженерно-технической; 3) блок экономических разработок.
В составе архитектурно-градостроительных материалов выделяются: схема планировочной организации земельного участка, выполняемая в соответствии с градостроительным планом земельного участка; архитектурные разработки, в том числе конструктивные и объемно-планировочные решения.
В составе инженерно-технического блока выделяются инженерные решения (инженерно-техническое оборудование, сети инженерно-технического обеспечения, мероприятия по охране окружающей среды, по обеспечению пожарной безопасности, по обеспечению доступа инвалидов к различным объектам (в случае подготовки соответствующей проектной документации).
Блок экономических разработок включает в себя проект организации строительства объектов капитального строительства, проекты организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей, проектно-сметная документация объектов капитального строительства, финансируемые за счет средств бюджета.
Схема планировочной организации земельного участка представляет собой проектный документ, в котором фиксируется принятое градостроительное решение. Чертеж выполняется таким образом, чтобы он давал полное представление о том, каким образом предлагается осуществить планировочные преобразования территории, какие методы избраны для достижения полноценной, комфортной среды обитания, какие градостроительные принципы использованы для того, чтобы соблюдались технические регламенты в отношении объектов строительства.
4. Среди разделов проектной документации особым образом выделяется проект организации строительства объектов капитального строительства. Этот документ является определяющим, поскольку на следующем этапе инвестиционно-строительного процесса – выдаче решений на строительство – срок действия разрешений устанавливается на основании срока, соответствующего продолжительности процесса реализации проектного решения.
Проект организации строительства необходим в качестве структурного элемента проектной документации независимо от функционального назначения объектов капитального строительства, их величины и вместимости. Этот вид документации относиться к категории технологических проектов. Его разработка может осуществляться вне зависимости от типа исходных данных и существующих методов расчета. Основной принцип разработки проектно-технологической документации заключается в моделировании схемы организации строительного производства, определении набора параметров, влияющих на состояние процесса, выборе наиболее рационального варианта сочетания этих параметров. Технологическая документация позволяет обеспечить взаимодействие различных участников инвестиционно-строительного процесса: заказчиков, инвесторов, застройщиков. Она фиксирует наименование, объемы, технологическую последовательность операций, сроки их выполнения, а также условия их координации с работой различных технологических участников, выделяемых при обосновании схемы строительства, определяет этапность сборки (разборки) конструктивных элементов здания (сооружения), устройство инженерных сетей и систем, организацию перевода и складирования грузов, движение строительной техники.
Проект организации строительства (далее - ПОС) является одним из наиболее характерных видов проектно-технологической документации: он служит основой комплексного процесса проектирования и строительства. Согласно ПОС осуществляются все технологические процессы, связанные с реализацией объекта капитального строительства (реконструкции), выдача рабочих чертежей всех частей проекта, решение о выбранных технологиях производства строительно-монтажных работ и для других работ. ПОС является основным документом, на основании которого осуществляется планирование всех технологических процессов, обеспечивающих последовательное и поэтапное выполнение всех работ, обозначенных в проектной документации. Наличие полной информации об объекте и разделах, необходимых для его осуществления, дает возможность заблаговременно планировать все виды работ. Основным требованием, предъявляемым к разработке ПОС, является комплексность, подразумевающая одновременное выполнение расчетов и уточнение используемых методов производства, установление оптимальных сроков строительства, выделение очередей строительства и другие проектно-технологические разработки. Состав и содержание проектов организации строительства корректируется в зависимости от типа объекта капитального строительства и его сложности.
Календарный план строительства представляет собой набор документов, в которых на основе объемов строительно-монтажных работ и принятых организационных и технологических решений определены последовательность и сроки осуществления строительства. Главным принципом разработки календарного плана является научная организация строительного процесса, определяющая наиболее целесообразное и эффективное использование имеющихся ресурсов с использованием инновационных методов ведения инженерно-технических расчетов.
Строительный генеральный план (СГП) – это план площадки, на котором фиксируется размещение основных строительных механизмов, временные здания и сооружения, установки, возводимые и используемые в период строительства. СГП регламентирует организацию строительной площадки и объемы временного строительства. Основой разработки СГП служат принципы рационального прохождения грузопотоков на строительной площадке путем сокращений неэффективных операций в числе перевозок, месте складирования грузов; и определение наилучших схем движения подъемных механизмов.
5. Особых требований к субъектам, осуществляющим деятельность по подготовке проектной документации, ГрК РФ не содержит (ч.4). Таковыми могут являться физические и юридические лица, отвечающие общим требованиям о правосубъектности лица, установленным гражданским законодательством. Исключением является подлежащая лицензированию деятельность по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности, включающая в себя разработку проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, капитальный ремонт и техническое перевооружение зданий и сооружений жилого, производственного, социального, культурно-бытового, специального и иного назначения и их комплексов, инженерной и транспортной инфраструктур.
В соответствии с ч.11 комментируемой статьи 49 ГрК России, подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или заказчика (при ее подготовке на основе договора), а также:
а) при наличии результатов инженерных изысканий в соответствии с градостроительным планом земельного участка. При отсутствии инженерных изысканий договором может предусматриваться задание на их выполнение (ч.5). До принятия правил землепользования и застройки и утверждения формы градостроительного плана органы местного самоуправления и органы государственной власти осуществляют проверку соответствия проектной документации разрешенному использованию земельного участка и архитектурно-планировочному заданию (ст.4 Вводного закона).
б) при наличии документов об использовании земельного участка для строительства в случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для него не устанавливается градостроительный регламент. Действие градостроительного регламента не распространяется, например, на земельные участки в границах территорий общего пользования или участки, занятые линейными объектами. Не устанавливаются градостроительные регламенты для земель лесного и водного фонда, земель запаса, сельскохозяйственных угодий и некоторых иных категорий земель.
в) в соответствии с требованиями технических регламентов (о понятии технических регламентов см. комментарий ст.1 ГрК РФ).
г) в соответствии с техническими условиями. Технические условия утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти для выполнения различных работ, оказания услуг, материалов и видов деятельности.
6. Определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения является составной частью процедуры проведения работ по формированию земельных участков, необходимой для предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта (п.4 ст.30 ЗК РФ).
Согласно п.1 ст.38.1 ЗК РФ, аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для жилищного строительства (за исключением индивидуального и малоэтажного жилищного строительства) проводится только в отношении земельного участка, в отношении которого, в том числе, определены технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение.
7. Предусмотренный ч.12 комментируемой статьи 49 ГрК РФ перечень разделов проектной документации объектов капитального строительства, корреспондирует положениям иных федеральных законов и подзаконных актов. Так, согласно ст.36 Закона об охране окружающей среды, при проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов должны учитываться нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, а также способы размещения отходов производства и потребления, применяться ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные наилучшие существующие технологии, способствующие охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов. Запрещается изменение стоимости проектных работ и утвержденных проектов за счет исключения из таких работ и проектов планируемых мероприятий по охране окружающей среды при проектировании строительства, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
Существует и «иная документация», подлежащая включению в состав проектной документации объектов капитального строительства в случаях, дополнительно указанных в федеральных законах. Согласно п.2,3 ст.36 Закона о культурном наследии, в случае обнаружения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в проекты проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ должны быть внесены разделы об обеспечении сохранности обнаруженных объектов до включения данных объектов в реестр, а действие положений землеустроительной, градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов на данной территории приостанавливается до внесения соответствующих изменений.
В случае расположения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы на территориях, непосредственно связанных с земельными участками в границах территории указанных объектов, проводятся при наличии в проектах проведения таких работ разделов об обеспечении сохранности данных объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия, получивших положительные заключения историко-культурной экспертизы и государственной экологической экспертизы.
8. Согласно ст.12 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, входящим в систему коммунальной инфраструктуры муниципального образования, устанавливается для лиц, осуществляющих строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция повлечет за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта. Размер платы за подключение определяется как произведение тарифа на подключение к соответствующей системе коммунальной инфраструктуры и размера заявленной потребляемой нагрузки (увеличения потребляемой нагрузки для реконструируемого объекта), обеспечиваемой системой коммунальной инфраструктуры для строящегося или реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.
Плата за подключение вносится на основании публичного договора, заключаемого организацией коммунального комплекса с обратившимися к ней лицами, осуществляющими строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта. Указанный договор определяет порядок и условия подключения здания, строения, сооружения, иного объекта к системе коммунальной инфраструктуры, порядок внесения платы за подключение лицами, осуществляющими строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, и порядок распределения указанной платы между организациями коммунального комплекса, реализующими программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
9. Особенности подготовки проектной документации объектов использования атомной энергии, особо опасных, технически сложных, уникальных и иных объектов, указанных ч.14 комментируемой статьи, предусматриваются также и в иных федеральных законах. Так, согласно ст.8 Закона о промышленной безопасности, одним из обязательных условий принятия решения о начале строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта является наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориальным органом.
1. В правилах комментируемой статьи законодатель определил основы правового института архитектурно-строительного проектирования, которыми представляются:
1) определение:
- в нормах ч. ч. 1 - 4 настоящей статьи способов проведения, назначения, содержания и двух видов архитектурно-строительного проектирования;
- в ч. 6 настоящей статьи трех видов документов, представляемых в случае, если подготовка проектной документации осуществляется физическим или юридическим лицом на основании договора;
- в ч. 11 настоящей статьи оснований подготовки проектной документации;
- в ч. 15 настоящей статьи общих правил утверждения проектной документации;
2) обозначение:
- в нормах ч. 5 комментируемой статьи двух видов субъектов архитектурно-строительного проектирования и их полномочий;
- в нормах ч. ч. 7 и 8 комментируемой статьи обязанностей организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, а также правообладателя земельного участка при осуществлении подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
- в нормах ч. 16 комментируемой статьи запрета на требование согласования проектной документации, заключения на проектную документацию и иных документов, не предусмотренных настоящим Кодексом;
- в нормах ч. 12 комментируемой статьи состава проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов (исчерпывающий перечень сведений четырнадцати категорий);
3) регламентация:
- требованиями ч. 5.1 рассматриваемой статьи особенностей выполнения работ, включенных в Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, с обязательным наличием выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации (см. Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. N 864 и Приказ Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624);
- требованиями ч. 9 рассматриваемой статьи обязанностей органа местного самоуправления при предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для строительства;
- требованиями ч. 13 рассматриваемой статьи полномочий Правительства РФ по установлению состава и требований к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам (подробнее см. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию");
4) установление:
- в нормах ч. 5.2 рассматриваемой статьи особенностей выполнения работ по договору о подготовке проектной документации;
- в нормах ч. 10 рассматриваемой статьи полномочий Правительства РФ устанавливать порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (см. Постановление Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. N 83);
- в нормах ч. 14 рассматриваемой статьи основных требований к проектной документации квалифицированных объектов (о пунктах хранения радиоактивных отходов в исчерпывающем перечне объектов использования атомной энергии и Федеральном законе от 11 июля 2011 г. N 190-ФЗ см. комментарии к ст. 48.1 Кодекса).
2. Отметим, что Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения утверждены Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. N 83. Содержание правил подключения к системам теплоснабжения, согласно ст. 14 ФЗ "О теплоснабжении", в том числе включает:
- правила выбора теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, к которой следует обращаться заинтересованным в подключении к системе теплоснабжения лицам и которая не вправе отказать им в услуге по такому подключению и в заключении соответствующего договора;
- нормативные сроки подключения к системе теплоснабжения объекта капитального строительства;
- сроки и порядок внесения предложений о включении в схему теплоснабжения мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к системе теплоснабжения объекта капитального строительства;
- порядок уступки потребителем права на использование тепловой мощности иным потребителям, заинтересованным в подключении к системе теплоснабжения;
- перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, использование которых запрещено при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Обратим внимание на конкретизацию регулирования процедуры капитального ремонта, в частности уточнение порядка подготовки проектной документации для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства (см. ч. 12.2 настоящей статьи), которое было внесено в Кодекс положениями Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Названным Законом установлено, что:
- в порядке ч. 3 ст. 49 Кодекса не проводится государственная экспертиза проектной документации в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства (за исключением проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования);
- согласно обновленных норм ст. 51 Кодекса не требуется получение разрешения на строительство для проведения капитального ремонта.
3. Говоря о различии проектов предельно допустимых выбросов от санитарно-защитных, отразим решение Верховного Суда РФ от 7 декабря 2010 г. N ГКПИ10-1288, в котором указывается, что согласно ст. 48 комментируемого Кодекса в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включается перечень мероприятий по охране окружающей среды (п. 8 ч. 12).
Проект предельно допустимых выбросов предназначен только для выявления источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (химических и биологических), количества выбросов на каждом источнике и его качественного состава, расстояния от источников, на котором максимальные концентрации загрязняющих веществ не превышают предельно допустимые концентрации.
Санитарно-защитная зона устанавливается в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта сельскохозяйственного назначения в штатном режиме; критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух (раздел VII); в проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены: размер и границы санитарно-защитной зоны; мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия; функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.
Таким образом, как обозначено в решении ВС РФ от 7 декабря 2010 г. N ГКПИ10-1288, цели разработки проектов предельно допустимых выбросов и санитарно-защитных зон различны.
Правовое регулирование особенностей архитектурно-строительного проектирования (процесса создания проектной документации) регламентировано внушительным рядом документов, среди которых наряду с Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 следует отметить:
- Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2010 г. N 1006 "О дополнительных мерах по развитию метрополитенов в Российской Федерации";
- Постановление Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" (вместе с Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства);
- Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 427 "О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета" (вместе с Положением о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета);
- Приказ Минприроды РФ от 31 декабря 2010 г. N 579 "О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию";
- Приказ Минрегиона РФ от 25 октября 2010 г. N 461 "Об утверждении Административного регламента Министерства регионального развития РФ по исполнению государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных им в соответствии с Градостроительным кодексом РФ полномочий в области государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также надзора за исполнением нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ по вопросам переданных им в соответствии с Градостроительным кодексом РФ полномочий в области государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий";
- Приказ Минрегиона РФ от 1 апреля 2008 г. N 36 "О Порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства";
- Приказ Ростехнадзора от 31 июля 2009 г. N 667 "Об утверждении и введении в действие Перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (П-01-01-2009, раздел I) по состоянию на 1 июля 2009 года";
- Приказ Минрегиона РФ от 2 апреля 2009 г. N 108 "Об утверждении правил выполнения и оформления текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации".
Особую роль в нормативном разъяснении и методическом сопровождении процесса архитектурного проектирования играют инструктивные письма Минрегиона РФ:
- от 19 декабря 2008 г. N 34397-ИМ/08 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию";
- от 3 июля 2008 г. N 15986-СК/08 "О согласовании специальных технических условий для разработки проектной документации на объекты капитального строительства, содержащих технические требования в части обеспечения пожарной безопасности";
- от 17 июня 2008 г. N 14551-СМ/08 "О распределении базовой цены проектирования";
- от 16 июня 2008 г. N 14353-СМ/08 "О заключении государственного контракта на выполнение проектно-изыскательских работ";
- от 16 июня 2008 г. N 14434-СМ/08 "О порядке согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объекты капитального строительства, содержащих технические требования на проектирование и строительство объектов в части обеспечения пожарной безопасности";
- от 24 июня 2008 г. N 15/36-СМ/08 "О выполнении и оформлении текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации для строительства".
В данной связи также целесообразно указать, что согласно письму Минрегиона России от 15 июля 2011 г. N 18769-АП/08 опубликованы рекомендуемые к применению в III квартале 2011 г. индексы изменения сметной стоимости оборудования, строительно-монтажных, проектных и изыскательских работ, прочих работ и затрат. Такие индексы используются при формировании начальной (максимальной) цены торгов по заключению контрактов на подготовку конкурсной документации, общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере для объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета. При этом индексы не предназначаются для взаиморасчетов за выполненные работы.