СТ 46.3 ГрК РФ введена Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ.
1. Аукцион на право заключить договор о развитии застроенной территории является открытым по составу участников и форме подачи заявок (далее в настоящей статье - аукцион).
2. Решение о проведении аукциона принимается главой местной администрации муниципального образования, органом местного самоуправления которого принято решение о развитии застроенной территории.
3. В качестве организатора аукциона выступает орган местного самоуправления, принявший решение о развитии застроенной территории, или действующая на основании договора с ним специализированная организация.
4. Орган местного самоуправления, принявший решение о проведении аукциона, определяет начальную цену предмета аукциона, сумму задатка и существенные условия договора. Методика определения начальной цены предмета аукциона может быть установлена субъектом Российской Федерации.
5. Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, форму и сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в пределах от одного процента до пяти процентов начальной цены предмета аукциона.
6. Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов (далее - официальный сайт в сети "Интернет") не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Правительством Российской Федерации определяются официальный сайт в сети "Интернет" и уполномоченный на его ведение орган. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта в сети "Интернет" извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" или в случае отсутствия у муниципального образования официального сайта на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого расположено такое муниципальное образование, в сети "Интернет", а также опубликовывается организатором аукциона в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов и иной официальной информации. Информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
7. Извещение о проведении аукциона, подлежащее опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, должно содержать следующие сведения:
1) наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона органа местного самоуправления или специализированной организации;
2) указание официального сайта, на котором размещено извещение о проведении аукциона;
3) место, дата, время проведения аукциона;
4) адрес места приема, порядок и срок подачи заявок на участие в аукционе;
5) реквизиты решения органа местного самоуправления о развитии застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии;
6) местоположение, площадь застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии;
7) начальная цена права на заключение договора.
8. В извещении о проведении аукциона, размещаемом на официальном сайте в порядке, установленном частью 6 настоящей статьи, наряду со сведениями, предусмотренными частью 7 настоящей статьи, должны быть указаны следующие сведения:
1) требования к содержанию и форме заявки на участие в аукционе;
2) порядок и срок отзыва заявок на участие в аукционе, порядок внесения изменений в такие заявки;
3) обременения прав на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и расположенные в границах такой территории, и ограничения их использования, обременения прав на объекты недвижимого имущества, находящиеся в муниципальной собственности и расположенные на такой территории;
4) указание градостроительного регламента, установленного для земельных участков в пределах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии;
5) региональные и местные нормативы градостроительного проектирования (при их отсутствии - утвержденные органом местного самоуправления расчетные показатели обеспечения застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры);
6) "шаг аукциона";
7) размер задатка, срок и порядок его внесения, реквизиты счета для перечисления задатка в случае установления органом местного самоуправления требования о внесении задатка для участия в аукционе;
8) существенные условия договора, установленные в соответствии с частями 3 и 4 статьи 46.2 настоящего Кодекса;
9) проект договора.
9. Организатор аукциона вправе отказаться от проведения аукциона не позднее чем за пятнадцать дней до дня проведения аукциона. Извещение об отказе в проведении аукциона опубликовывается организатором аукциона в печатных изданиях, в которых в соответствии с частью 6 настоящей статьи было опубликовано извещение о проведении аукциона, и размещается на официальном сайте в сети "Интернет", на котором было размещено извещение о проведении аукциона, соответственно в течение пяти рабочих дней и в течение двух рабочих дней со дня принятия решения об отказе в проведении аукциона. Организатор аукциона в течение трех дней обязан известить участников аукциона о своем отказе в проведении аукциона и возвратить участникам аукциона внесенные ими задатки.
10. Для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:
1) заявка на участие в аукционе по установленной форме с указанием реквизитов счета для возврата задатка в случае установления органом местного самоуправления требования о внесении задатка для участия в аукционе;
2) утратил силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона от 20 апреля 2015 г. N 102-ФЗ;
3) документы, подтверждающие внесение задатка в случае установления органом местного самоуправления требования о внесении задатка для участия в аукционе;
4) документы об отсутствии у заявителя задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов заявителя по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.
11. Организатор аукциона не вправе требовать представление других документов, за исключением указанных в части 10 настоящей статьи документов.
11.1. Заявитель, являющийся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, вправе представить вместе с документами, указанными в части 10 настоящей статьи, соответственно выписку из единого государственного реестра юридических лиц или выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
12. Прием заявок на участие в аукционе прекращается не ранее чем за пять дней до дня проведения аукциона. Заявка на участие в аукционе, поступившая по истечении срока ее приема, возвращается в день ее поступления заявителю.
13. Один заявитель вправе подать только одну заявку на участие в аукционе.
14. Заявитель не допускается к участию в аукционе по следующим основаниям:
1) непредставление определенных частью 10 настоящей статьи необходимых для участия в аукционе документов или предоставление недостоверных сведений;
2) непоступление задатка на счет, указанный в извещении о проведении аукциона, до дня окончания приема документов для участия в аукционе в случае установления органом местного самоуправления требования о внесении задатка для участия в аукционе;
3) несоответствие заявки на участие в аукционе требованиям, указанным в извещении о проведении аукциона.
14.1. В случае, если заявителем самостоятельно не представлена выписка из единого государственного реестра юридических лиц или выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, организатор аукциона запрашивает сведения о заявителе, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
15. Отказ в допуске к участию в аукционе по иным основаниям, за исключением указанных в части 14 настоящей статьи, не допускается.
16. Организатор аукциона ведет протокол приема заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о заявителях, о датах подачи заявок на участие в аукционе, о внесенных задатках, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе, с указанием причин отказа. Протокол приема заявок на участие в аукционе подписывается организатором аукциона в течение одного дня со дня окончания срока приема заявок. Заявитель становится участником аукциона с момента подписания организатором аукциона протокола приема заявок на участие в аукционе.
17. Заявители, признанные участниками аукциона, и заявители, не допущенные к участию в аукционе, уведомляются о принятом решении не позднее следующего дня после дня оформления данного решения протоколом приема заявок на участие в аукционе.
17.1. В случае, если на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе всех заявителей или о допуске к участию в аукционе и признании участником аукциона только одного заявителя, аукцион признается несостоявшимся.
17.2. В случае, если аукцион признан несостоявшимся и только один заявитель признан участником аукциона, заявитель, признанный единственным участником аукциона, в течение тридцати дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе вправе заключить договор, а орган местного самоуправления, по решению которого проводился аукцион, обязан заключить данный договор с заявителем, признанным единственным участником аукциона, по начальной цене предмета аукциона.
17.3. В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка на участие в аукционе, или только один заявитель допущен к участию в аукционе, или не подана ни одна заявка на участие в аукционе, аукцион признается несостоявшимся. Если единственная заявка на участие в аукционе и заявитель, подавший эту заявку, соответствуют всем требованиям и условиям объявленного аукциона, указанный заявитель в течение тридцати дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе вправе заключить договор, а орган местного самоуправления, по решению которого проводился аукцион, обязан заключить данный договор с указанным лицом по начальной цене предмета аукциона.
18. Организатор аукциона обязан вернуть внесенный задаток заявителю, не допущенному к участию в аукционе, в течение пяти рабочих дней со дня оформления протокола приема заявок на участие в аукционе.
19. Заявитель имеет право отозвать принятую организатором аукциона заявку на участие в аукционе до дня окончания срока приема заявок, уведомив об этом в письменной форме организатора аукциона.
Организатор аукциона обязан возвратить внесенный задаток заявителю в течение пяти рабочих дней со дня регистрации отзыва заявки. В случае отзыва заявки заявителем позднее дня окончания срока приема заявок задаток возвращается в порядке, установленном для участников аукциона.
20. Организатор аукциона ведет протокол о результатах аукциона, в котором указываются следующие сведения о ходе проведения и результатах аукциона:
1) место, дата, время проведения аукциона;
2) реквизиты решения органа местного самоуправления о развитии застроенной территории;
3) местоположение, площадь застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии;
4) начальная цена права на заключение договора (цена предмета аукциона);
5) сведения об участниках аукциона (с указанием наименования и места нахождения);
6) последнее и предпоследнее предложения о цене предмета аукциона с указанием лиц, сделавших такие предложения.
21. Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольшую цену за право на заключение договора.
22. Протокол о результатах аукциона составляется в форме электронного документа, который подписывается организатором аукциона с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи и направляется победителю аукциона не позднее одного рабочего дня со дня проведения аукциона.
23. Организатор аукциона в течение пяти рабочих дней со дня подписания протокола о результатах аукциона обязан возвратить задатки лицам, участвовавшим в аукционе, но не победившим в нем.
24. Протокол о результатах аукциона размещается на официальном сайте в сети "Интернет" не позднее одного рабочего дня со дня проведения аукциона.
25. В случае, если победитель аукциона уклонился от заключения договора, орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением победителя аукциона от заключения такого договора, или заключить указанный договор с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона (цене права на заключение договора).
26. Договор заключается на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона, по цене, предложенной победителем аукциона. При заключении договора изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается. Не допускается заключение договора по результатам аукциона или в случае, если аукцион признан не состоявшимся по причине, указанной в пункте 1 части 27 настоящей статьи, ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте в сети "Интернет".
27. Аукцион признается несостоявшимся в случаях, предусмотренных частями 17.1 и 17.3 настоящей статьи, а также в случаях, если:
1) в аукционе участвовали менее двух участников;
2) после троекратного объявления начальной цены предмета аукциона ни один из участников не заявил о своем намерении приобрести предмет аукциона по начальной цене.
28. В случае, если аукцион признан не состоявшимся по причине, указанной в пункте 1 части 27 настоящей статьи, единственный участник аукциона в течение тридцати дней со дня проведения аукциона вправе заключить договор, а орган местного самоуправления, по решению которого проводился аукцион, обязан заключить такой договор с единственным участником аукциона по начальной цене предмета аукциона.
29. До заключения договора победитель открытого аукциона или имеющее право заключить договор в соответствии с частями 25 и 28 настоящей статьи лицо должны предоставить соглашение об обеспечении исполнения договора, если предоставление такого обеспечения является существенным условием договора.
30. Организатор аукциона в случаях, если аукцион был признан несостоявшимся и договор не был заключен с заявителем, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, заявителем, признанным единственным участником аукциона, или с единственным участником аукциона (при наличии таких лиц), вправе объявить о проведении повторного аукциона. При этом могут быть изменены условия аукциона.
1. Положениями комментируемой статьи законодатель обозначил правовые основы порядка организации и проведения аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории, которыми представляются:
- определение в нормах ч. ч. 1 - 5 настоящей статьи условий начала аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории (открытый характер, ответственность главы местной администрации за решение о проведении аукциона, организаторская роль органа местного самоуправления или специализированной организации согласно договору, определение организатором аукциона начальной цены предмета аукциона, суммы задатка и существенных условий договора (с правом установления методики определения начальной цены предмета аукциона субъектом РФ), а также времени, места и порядка проведения аукциона, формы и сроков подачи заявок на участие в аукционе, порядка внесения и возврата задатка, "шага аукциона" в пределах от 1% до 5% начальной цены предмета аукциона);
- установление нормами ч. ч. 6 - 8 специальных требований к извещению о проведении аукциона (срок в тридцать дней и порядок опубликования, доступный и безвозмездный характер доступа к информации о проведении аукциона, семь видов обязательной информации в содержании такого извещения, девять видов обязательных сведений, размещаемых на официальном сайте в порядке, установленном положениями ч. 6 настоящей статьи);
- порядок реализации права организатора аукциона на отказ от проведения аукциона не позднее чем за 15 дней до дня его проведения с обязанностью организатора аукциона в течение 3 дней известить участников аукциона о своем отказе в проведении аукциона и возвратить участникам аукциона внесенные ими задатки;
- установление в нормах ч. ч. 10 - 16 настоящей статьи особенностей подачи заявок на участие в аукционе с приложением четырех видов документов (исчерпывающий перечень документов к заявке, установление срока в 5 дней прекращения приема заявок, правило одной заявки от одного участника аукциона-заявителя, исчерпывающий перечень оснований отказа в допуске к участию в аукционе, порядок ведения протокола приема заявок на участие в аукционе с обозначением условий получения статуса участника аукциона с момента подписания организатором аукциона протокола приема заявок на участие в аукционе);
- определение в нормах ч. ч. 17 - 24 основных обязанностей организатора аукциона (уведомление заявителей об отказе в допуске к участию в аукционе; возврат внесенного задатка заявителю, не допущенному к участию в аукционе, а также отозвавшему свою заявку; ведение протокола аукциона с фиксацией последнего и предпоследнего предложения о цене предмета аукциона; признание победителем аукциона участника, предложившего наибольшую цену за право на заключение договора; оформление протокола о результатах аукциона в двух экземплярах с передачей одного победителю аукциона; возврат задатков лицам, участвовавшим в аукционе, но не победившим в нем; опубликование информации о результатах аукциона и размещение на официальном сайте в сети Интернет соответственно в течение 5 рабочих дней и в течение 3 рабочих дней со дня подписания протокола о результатах аукциона).
Говоря об обеспечении доступа к информации о размещении государственных (муниципальных) заказов, отметим решение Московского арбитражного суда от 11 марта 2011 г. по делу N А40-126540/10-79-792, в котором указано, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2007 г. N 147 "Об утверждении Положения о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов..." программное обеспечение и технологические средства ведения официальных сайтов должны обеспечивать доступ пользователей для ознакомления с информацией, размещенной на официальном сайте, на основе распространенных веб-обозревателей. При этом не должна предусматриваться установка на компьютеры пользователей специально созданных для просмотра официальных сайтов программных и технологических средств. Файлы, прикрепленные к размещаемой на сайте информации, должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
2. Отдельно следует обратить внимание на установление правилами ч. ч. 25 - 30 иных особенностей проведения аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории, в том числе:
- права органа местного самоуправления требования в судебном порядке от победителя аукциона, уклонившегося от заключения договора, возместить убытки или заключить указанный договор с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона (цене права на заключение договора);
- обязательного заключения договора по цене победителя аукциона;
- признания аукциона несостоявшимся в двух обозначенных в ч. 27 настоящей статьи случаях;
- обязанности органа местного самоуправления заключить договор в порядке ч. 28 настоящей статьи с единственным участником аукциона по начальной цене предмета аукциона;
- обязанности победителя аукциона (единственного участника несостоявшегося аукциона) представить до заключения договора соглашение об обеспечении исполнения договора, если представление такого обеспечения является существенным условием договора;
- права организатора аукциона в случае признания аукциона несостоявшимся (не заключенным с единственным участником аукциона договора) объявить о проведении повторного аукциона с возможным изменением условий аукциона.
3. Применительно к положениям комментируемой статьи приведем некоторые разъяснения ФАС России о требованиях законодательства, касающихся размещения заказа в сфере градостроительной деятельности.
Так, с 1 июля 2010 г. федеральные заказчики при размещении заказов на строительные работы (вне зависимости от суммы контракта) обязаны проводить вместо обычного "молоточного" аукциона открытый аукцион в электронной форме. Исключение составляют заказы на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, размещение заказов на которые разрешается проводить путем открытого конкурса. В случае нарушения данной нормы закона выдается предписание об аннулировании торгов, а должностное лицо заказчика, принявшее решение о способе размещения заказа, привлекается к административной ответственности, предусмотренной Кодексом РФ об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 30 тыс. руб.
Важным аспектом законодательства о размещении заказов является право заказчика на установление требований к предыдущему опыту выполненных работ участников размещения заказа за последние пять лет в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 50 млн. руб. Стоимость таких работ должна составлять не менее чем 20% начальной цены контракта (цены лота). Это означает, что требование заказчика о стоимости строительных работ, выполненных участниками размещения заказа, не может составлять 30%, 40% или 60% от начальной (максимальной) цены контракта, поскольку максимальный уровень в 20% жестко зафиксирован в законе.
При этом следует иметь в виду, что заказчик вправе устанавливать требование о выполненных работах не на аналогичных объектах, а на объектах, относящихся к той же группе. Фактически все объекты разделены на две группы - особо опасные и обычные. Таким образом, если предприниматель уже имеет опыт выполнения строительных работ на обычном объекте, то он может претендовать на строительство любого другого обычного объекта.
В подтверждение своей квалификации участник размещения заказа представляет в составе заявки следующие два документа:
- копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию;
- копию акта приемки объекта капитального строительства.
При рассмотрении заявок участников размещения заказов важным также является вопрос о необходимости представления в составе заявки свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Много вопросов вызывает оформление снижения цены на аукционе. Делается это следующим образом. По итогам торгов участник размещения заказа не делает новую смету, а в смете заказчика под итоговой графой указывает начальную цену контракта минус процент ее снижения на аукционе, а также новую итоговую цену. Если этапов оплаты по контракту было несколько, то такая запись делается после каждого этапа. При этом стоимость всех этапов снижается прямо пропорционально. Необходимо иметь в виду, что снижается не стоимость каждого вида работ, а именно стоимость этапов. Полученная таким образом смета и будет являться частью заключаемого контракта, на основании которого происходит оплата работ подрядчика.
Завершающим этапом торгов после определения их победителя является заключение контракта. Здесь необходимо отметить, что дополнительные соглашения (например, изменения условий контракта, цены или сроков выполнения работ) заключать не допускается. За это установлена административная ответственность как для должностных лиц заказчика, так и для второй стороны контракта - подрядчиков. При этом, в случае дополнительного расходования бюджетных средств, штраф исчисляется в двойном размере от суммы таких израсходованных средств. Данная норма носит жесткий характер, что было сделано специально для исключения подобных случаев.
В связи с изложенным уместно обратить внимание и на судебную практику. Так, например, согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 28 декабря 2010 г. N 11017/10 по делу N А06-6611/2009 требование государственного (муниципального) заказчика, запрещающее привлечение подрядчиком субподрядчиков при исполнении соответствующего контракта, правомерно, если не будет доказано, что это условие включено специально для того, чтобы обеспечить победу на торгах конкретному хозяйствующему субъекту.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 9 марта 2011 г. N 13765/10 обозначено, что в силу п. 1 ст. 723 ГК РФ в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования, либо, при отсутствии в договоре соответствующего условия, непригодности для обычного использования заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; соразмерного уменьшения установленной за работу цены; возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда.