СТ 40 ГрК РФ.
1. Правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
1.1. Правообладатели земельных участков вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, если такое отклонение необходимо в целях однократного изменения одного или нескольких предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, не более чем на десять процентов.
2. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части предельного количества этажей, предельной высоты зданий, строений, сооружений и требований к архитектурным решениям объектов капитального строительства в границах территорий исторических поселений федерального или регионального значения не допускается.
3. Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения. Заявление о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства может быть направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
4. Проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подготавливается в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении такого разрешения и подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений статьи 39 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи. Расходы, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.
5. На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия в течение пятнадцати рабочих дней со дня окончания таких обсуждений или слушаний осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.
6. Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
6.1. Со дня поступления в орган местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки от исполнительного органа государственной власти, должностного лица, государственного учреждения или органа местного самоуправления, указанных в части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса, не допускается предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в отношении земельного участка, на котором расположена такая постройка, до ее сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями, за исключением случаев, если по результатам рассмотрения данного уведомления органом местного самоуправления в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, которые указаны в части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса и от которых поступило данное уведомление, направлено уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается либо вступило в законную силу решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.
7. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения.
8. Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не допускается, если такое отклонение не соответствует ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории.
Комментируемая статья посвящена регламентации процедуры оформления исключений из общего правила о том, что градостроительные регламенты в определенном правилами землепользования и застройки виде обязательны для всех правообладателей недвижимости, органов публичной власти и населения. В реальной действительности существование уникальных, исключительных случаев затруднительного использования объекта недвижимости вследствие наличия неустранимых недостатков земельного участка либо возведенного на нем объекта будет, несомненно, встречаться. Действительно, если, например, в пределах равнинной территориальной зоны будет расположен овраг, то нет никакой возможности отразить для правообладателя земельного участка или объекта капитального строительства в градостроительном регламенте особенности использования данных объектов недвижимости. Поэтому можно предположить, что данная статья будет действовать довольно редко либо в зонах, где не предоставлен широкий выбор видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Допустимые отклонения могут включать в себя изменения предельных размеров (площади) земельных участков; изменения размера отступов от границ земельных участков; изменение предельных параметров объектов капитального строительства; изменение коэффициента использования земельного участка как общей площади застроенной и не застроенной его части; требования по минимально допустимой площади для парковки автомобилей и т.д. Гарантией учета мнения населения в случае такой необходимости отклонения от предельных параметров будут являться публичные слушания, проводимые за счет заинтересованного лица.
Положительное решение по рассматриваемому вопросу возможно лишь в случае, если предлагаемые отклонения соответствуют техническим регламентам и в результате их реализации не будет причинен ущерб жизни, здоровью и имуществу граждан (имуществу юридических лиц), окружающей среде, объектам культурного наследия. Кроме того, будет учитываться и наличие (отсутствие) планируемого воздействия на существующую либо планируемую застройку соответствующей территории. В случае несоответствия запрашиваемых параметров отклонения от предельных параметров разрешенного использования требованиям охраны окружающей среды, техническим регламентам или иным обязательным правилам и нормам, отказ главы администрации будет соответствующим образом мотивирован.
1. Положениями комментируемой статьи законодатель обозначил особенности правового механизма отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которыми представляются:
- определение в ч. 1 настоящей статьи права заинтересованного лица (правообладателя земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки) обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
- обозначение в нормах ч. 2 комментируемой статьи порядка разрешения отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов;
- регламентация требованиями ч. 3 рассматриваемой статьи права заинтересованного лица направить в комиссию заявление о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
- установление в нормах ч. 4 рассматриваемой статьи правил обязательного обсуждения на публичных слушаниях вопроса о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений ст. 39 настоящего Кодекса (с оплатой расходов, связанных с организацией и проведением публичных слушаний заинтересованным в предоставлении разрешения лицом);
- определение в ч. 5 настоящей статьи порядка подготовки комиссией рекомендаций о предоставлении разрешения или об отказе в его предоставлении с указанием причин принятого решения на основании заключения о результатах публичных слушаний с направлением указанных рекомендаций главе местной администрации;
- обозначение в нормах ч. 6 комментируемой статьи порядка принятия главой местной администрации в течение семи дней решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения;
- регламентация требованиями ч. 7 рассматриваемой статьи права заинтересованного лица оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения.
2. Следует добавить, что в соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 15 июля 2010 г. N 931-О-О системное единство ст. ст. 39 и 40 комментируемого Кодекса создает необходимую нормативную правовую базу для реализации предписаний Конституции РФ об охране памятников истории и культуры, обеспечении культурных прав граждан и как таковые не могут нарушать конституционные права. По своему смыслу в системе действующего правового регулирования они обязывают правоприменителя, в том числе суды, находить в каждом конкретном случае - с учетом специфики того или иного культурно-исторического объекта и совокупности всех градостроительных факторов - разумный баланс интересов социально-экономического развития, технического прогресса и связанных с ними прав граждан, с одной стороны, и интересов сохранения исторического и культурного наследия, защиты окружающей среды и связанных с этим прав в духовно-культурной сфере - с другой. Иное расходилось бы с конституционными принципами гуманизма, верховенства права и ответственности за сохранение исторического и культурного наследия перед будущими поколениями.
Статья 40 Градостроительного кодекса РФ касается процедуры получения разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства. Эта статья позволяет правообладателям земельных участков, которые не соответствуют стандартным размерам или имеют неблагоприятные характеристики для застройки, обращаться за разрешением на отклонение от установленных норм.
Основные положения статьи:
Эта статья обеспечивает гибкость в решении вопросов строительства и реконструкции, позволяя учитывать особенности отдельных земельных участков и обеспечивая соблюдение интересов правообладателей земли, а также требований безопасности и урбанистических норм. В то же время введение процедур общественных обсуждений и публичных слушаний гарантирует прозрачность процесса и учет мнений различных заинтересованных сторон.