СТ 32 ГрК РФ.
1. Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления или, если это предусмотрено законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности, местной администрацией, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется. Обязательным приложением к проекту правил землепользования и застройки, подготовленному применительно к территории исторического поселения федерального значения или к территории исторического поселения регионального значения, кроме указанных обязательных приложений, является документ, подтверждающий согласование проекта правил землепользования и застройки соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Обязательным приложением к проекту правил землепользования и застройки, подготовленному применительно к территории населенного пункта, расположенного в границах особо охраняемой природной территории, является документ, подтверждающий согласование проекта правил землепользования и застройки с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория.
2. Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с заключением о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по указанному проекту, за исключением случаев, если утверждение правил землепользования и застройки осуществляется местной администрацией в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности.
3. Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте муниципального округа (при наличии официального сайта муниципального округа), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
3.1. Утвержденные правила землепользования и застройки подлежат размещению в федеральной государственной информационной системе территориального планирования не позднее чем по истечении десяти дней с даты утверждения указанных правил.
4. Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.
5. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке в случае несоответствия правил землепользования и застройки законодательству Российской Федерации, а также схемам территориального планирования Российской Федерации, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, утвержденным до утверждения правил землепользования и застройки.
6. Правила землепользования и застройки, устанавливающие градостроительные регламенты применительно к земельным участкам, включенным в границы населенных пунктов из земель лесного фонда (за исключением лесных участков, которые до 1 января 2016 года предоставлены гражданам или юридическим лицам либо на которых расположены объекты недвижимого имущества, права на которые возникли до 1 января 2016 года, и разрешенное использование либо назначение которых до их включения в границы населенных пунктов не было связано с использованием лесов), могут быть утверждены не ранее чем по истечении одного года со дня включения указанных земельных участков в границы населенных пунктов.
Правила землепользования и застройки являются муниципальным правовым актом, который в силу своей публичной значимости утверждается представительным органом местного самоуправления. В связи с этим, никаких особенностей по процедуре принятия данного правового акта кодекс не содержит, за исключением обязательности приложения протокола публичных слушаний по проекту Правил и заключения об их результатах. Как уже отмечалось нами в комментарии ст.28 ГрК РФ, итоги публичных слушаний никак не связывают органы местного самоуправления в части обязательности учета их результатов. Тем не менее, комментируемая статья акцентирует внимание на том обстоятельстве, что орган местного самоуправления на основании только итогов публичных слушаний имеет право отправить проект правил на доработку.
Опубликование муниципальных правовых актов, включая правила, обычно осуществляется в городских (районных) газетах, а также по желанию органа местного самоуправления может быть размещено в сети «Интернет» (хотя и трудно представить, что в большинстве сельских поселений – муниципальных образований скоро появятся свои сайты в сети «Интернет»).
Как и любой иной нормативно-правовой акт, правила землепользования и застройки могут быть обжалованы в судебном порядке как гражданами и юридическими лицами, так и органами государственной власти РФ и субъектов РФ. Примечательно, что государственные органы РФ и субъектов РФ вправе обжаловать в судебном порядке Правила не только в случае их противоречия действующему законодательству, но и в случае противоречия Правил схемам территориального планирования РФ и субъектов РФ, принятых ранее утверждения Правил. Последняя норма обусловлена тем, что ГрК РФ императивно не определяет поэтапность разработки различных уровней градостроительной документации о территориальном планировании, допуская их разработку как последовательно, так и параллельно.
Поэтому органы местного самоуправления вправе принять правила землепользования и застройки задолго до принятия государственных схем территориального планирования. В этом случае, как следует из буквального толкования ч.5 комментируемой статьи, органы государственной власти уже не будут вправе оспаривать по этой причине Правила в судебном порядке. Однако как следует из ст.33 ГрК РФ, внесение изменений в Правила потребуется.
1. Положениями комментируемой статьи законодатель обозначил особенности порядка утверждения правил землепользования и застройки, которые включают в себя:
1) установление в нормах ч. ч. 1 и 2 настоящей статьи полномочий представительного органа местного самоуправления:
- по утверждению проекта с обязательным приложением в порядке ч. 15 ст. 31 Кодекса протоколов публичных слушаний по указанному проекту;
- по принятию решений двух видов (об утверждении проекта или его направлении главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту);
2) обозначение в ч. 3 комментируемой статьи порядка опубликования и размещения проекта на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети Интернет (об определении сети Интернет и его правовом содержании (в том числе признании ООН права человека на доступ в Интернет) см. комментарий к ч. 7 ст. 9 Кодекса);
3) установление в ч. 4 настоящей статьи права любых лиц оспорить решения об утверждении правил землепользования в судебном порядке;
4) определение в ч. 5 рассматриваемой статьи условий оспаривания решения об утверждении правил землепользования в судебном порядке органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ при несоответствии таких правил законодательству РФ, а также схемам территориального планирования РФ, схемам территориального планирования субъектов РФ, утвержденным до утверждения правил землепользования и застройки.
2. О конституционных гарантиях судебной защиты интересов заинтересованных лиц см. комментарии к ч. 9 ст. 11 Кодекса. Об общепризнанном принципе обязательной судебной защиты нарушенных прав и основах правового регулирования арбитражного производства при обжаловании решений, действий (бездействия) в сфере градостроительной деятельности см. комментарии к ч. 8 ст. 55.6 Кодекса.