СТ 26 ГрК РФ.
1. Реализация документов территориального планирования осуществляется путем:
1) подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования;
2) принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую;
3) создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
2. Реализация схемы территориального планирования Российской Федерации осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными Правительством Российской Федерации и реализуемыми за счет средств федерального бюджета, или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, или в установленном Правительством Российской Федерации порядке решениями главных распорядителей средств федерального бюджета, или инвестиционными программами субъектов естественных монополий.
2.1. Реализация схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены договорами, заключенными в соответствии с законодательством Российской Федерации между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, применительно к территориям или частям территорий которых утверждена схема территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, государственными программами, утвержденными высшими исполнительными органами государственной власти указанных субъектов Российской Федерации и реализуемыми за счет средств бюджетов указанных субъектов Российской Федерации, или нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти указанных субъектов Российской Федерации, или в установленном этими высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации порядке решениями главных распорядителей средств бюджетов указанных субъектов Российской Федерации, или инвестиционными программами субъектов естественных монополий.
3. Реализация схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и реализуемыми за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, или нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, или в установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядке решениями главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации, или инвестиционными программами субъектов естественных монополий.
4. Реализация схемы территориального планирования муниципального района осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией муниципального района и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации муниципального района, или в установленном местной администрацией муниципального района порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, или инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.
5. Реализация генерального плана поселения, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения, местной администрацией муниципального округа, местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, местной администрации муниципального округа, местной администрации городского округа, или в установленном местной администрацией поселения, местной администрацией муниципального округа, местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.
5.1. Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов разрабатываются органами местного самоуправления поселений, муниципальных округов, городских округов и подлежат утверждению органами местного самоуправления таких поселений, муниципальных округов, городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений, муниципальных округов, городских округов. В случае принятия представительным органом местного самоуправления сельского поселения предусмотренного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса решения об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана программа комплексного развития такого сельского поселения разработке и утверждению не подлежит.
5.2. Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов содержат графики выполнения мероприятий, предусмотренных указанными программами.
5.3. Проекты программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов подлежат размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии официального сайта муниципального образования) и опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за тридцать дней до их утверждения.
5.4. В случае, если в генеральные планы поселений, муниципальных округов, городских округов внесены изменения, предусматривающие строительство или реконструкцию объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, которые являются объектами местного значения и не включены в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов, данные программы подлежат приведению в соответствие с генеральными планами поселений, муниципальных округов, городских округов в трехмесячный срок с даты внесения соответствующих изменений в генеральные планы поселений, муниципальных округов, городских округов.
6. В случае, если программы, реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающие создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционные программы субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса приняты до утверждения документов территориального планирования и предусматривают создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, подлежащих отображению в документах территориального планирования, но не предусмотренных указанными документами территориального планирования, или в случае внесения в документы территориального планирования изменений в части размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения такие программы и решения подлежат приведению в соответствие с документами территориального планирования в двухмесячный срок соответственно с даты их утверждения, даты внесения в них изменений.
7. В случае, если программы, реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающие создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционные программы субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса принимаются после утверждения документов территориального планирования и предусматривают создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, подлежащих отображению в документах территориального планирования, но не предусмотренных указанными документами территориального планирования, в указанные документы территориального планирования в пятимесячный срок с даты утверждения таких программ и принятия таких решений вносятся соответствующие изменения.
Данная статья содержит требования о необходимости подготовки плана реализации генерального плана поселения и городского округа в течение трех месяцев с даты утверждения соответствующего генерального плана. Данная норма сконструирована по аналогии с требованиями о разработке планов реализации документов территориального планирования РФ, субъектов РФ и муниципальных районов, что говорит о едином методологическом подходе законодателя к необходимости единообразной разработки данного документа на всех уровнях публичной власти. Однако в отличие от планов реализации документов территориального планирования РФ и субъектов РФ, комментируемая статья предусматривает в содержании плана реализации дополнительный пункт, обусловленный необходимостью разработки документов градостроительного зонирования – правил землепользования и застройки, а также их неотъемлемой составной части - порядка внесения изменений в правила землепользования и застройки.
Сроки подготовки документации по планировке территории, а также сроки подготовки проектной документации, сроки строительства объектов капитального строительства местного значения определяются главой администрации городского округа или поселения в зависимости от количества, параметров и иных характеристик намечаемого строительства объектов капитального строительства местного значения. На эти сроки, равно как и на объем финансово-экономического обоснования реализации генерального плана будет оказывать влияние финансовое состояние соответствующих муниципальных образований, наличие субвенций, необходимости (срочности) строительства этих объектов, а также иные социально-экономические, демографические, природно-климатические факторы.
Срок утверждения генеральных планов городских округов и поселений, с которым связывается в ч.1 комментируемой статьи точка отсчета для срока разработки плана их реализации, нормативно не определен. Однако из анализа положений ч.4 ст.9 ГрК РФ и ч.1 ст.3 Вводного закона можно сделать вывод, что после 1 января 2006 г. в случае отсутствия документов территориального планирования для всех публично-правовых образований может наступить ряд неблагоприятных последствий, связанных с запретом на резервирование земельных участков для государственных или муниципальных нужд; запретом на изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд, а также принятие решений о переводе земельных участков из одной категории в другую. Данное обстоятельство, по замыслу законодателя, должно стимулировать органы публичной власти к скорейшей разработке документов территориального планирования всех уровней, включая и уровень городских округов и поселений.
1. Содержание комментируемой статьи полностью изменено согласно п. 23 ст. 1 Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ, целью принятия которого стала оптимизация процедур по территориальному планированию, предусматривающая значительное упрощение таких действий, для обеспечения утверждения документов территориального планирования в установленный срок. Также полностью изменены содержание ст. ст. 19, 23 и ряд других норм, касающихся территориального планирования, в том числе во вновь обозначенной ст. 57.1 Кодекса регламентированы общие правила функционирования Федеральной государственной информационной системы территориального планирования.
Положениями ст. 11 Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ законодатель также обязал разместить до 1 сентября 2011 г. на соответствующих официальных сайтах в сети Интернет схемы территориального планирования и генеральные планы, проекты указанных документов и материалы по обоснованию этих проектов. При этом указанные проекты документов территориального планирования муниципальных образований и материалы по обоснованию этих проектов, а также документы территориального планирования муниципальных образований должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.
Положениями комментируемой статьи законодатель обозначил основы правового механизма реализации документов территориального планирования, к которым относятся:
- определение трех видов мероприятий по реализации документов территориального планирования (пределов регулирования утвержденными нормами территориального планирования сферы градостроительной деятельности);
- установление четырех видов документов, содержащих мероприятия по реализации схемы территориального планирования РФ;
- обозначение четырех видов документов, содержащих мероприятия по реализации схемы территориального планирования субъектов РФ;
- регламентация четырех видов документов, содержащих мероприятия по реализации схемы территориального планирования муниципального района;
- определение четырех видов документов, содержащих мероприятия по реализации схемы территориального планирования муниципального района;
- установление четырех видов документов, содержащих мероприятия по реализации генерального плана поселения (городского округа);
- обозначение двухмесячного срока приведения действующих программ и решений в соответствие утвержденным документам территориального планирования, если такими программами (решениями) предусмотрено создание объектов федерального, регионального и местного значения;
- регламентация порядка внесения изменений в программы (решения) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов с указанием его максимального пятимесячного срока.
Как обозначил законодатель в ч. 1 рассматриваемой статьи, реализацией документов территориального планирования считается проведение мероприятий трех видов:
1) по подготовке и утверждению документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования;
2) по принятию в порядке, установленном законодательством РФ (см. правила ЗК РФ, Федерального закона от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ), решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую;
3) по созданию (вводу в эксплуатацию) объектов федерального, регионального и местного значения на основании документации по планировке территории.
Следует отметить, что в соответствии с положениями ч. 13 ст. 11 Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ до 1 января 2013 г. резервирование земель допускается в утвержденных в соответствии со ст. 3.1 ФЗ от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ границах зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
2. Рассматриваемые нормы определяют установление четырех видов документов, содержащих мероприятия по реализации схемы территориального планирования РФ, а именно:
- программы, утвержденные Правительством РФ и реализуемые за счет средств федерального бюджета;
- нормативные правовые акты Правительства РФ;
- решения главных распорядителей средств федерального бюджета (в установленном Правительством РФ порядке);
- инвестиционные программы субъектов естественных монополий (об основах правового регулирования программ субъектов естественных монополий см. положения Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях").
3. В правилах комментируемой части законодатель установил четыре вида документов, содержащих мероприятия по реализации схемы территориального планирования субъектов РФ, которые различаются от четырех видов документов, содержащих мероприятия по реализации схемы территориального планирования РФ, только статусом этих документов и видом бюджета (см. ч. 2 настоящей статьи).
4. Комментируемая часть включает четыре вида документов, содержащих мероприятия по реализации схемы территориального планирования муниципального района, которые различаются от четырех видов документов, содержащих мероприятия по реализации схемы территориального планирования РФ, только статусом этих документов и видом бюджета (см. ч. 2 настоящей статьи).
5. В соответствии с рассматриваемыми положениями установлены аналогичные (см. ч. ч. 2 - 5 настоящей статьи) четыре вида документов, содержащих мероприятия по реализации генерального плана поселения (городского округа).
6. Положениями ч. 6 комментируемой статьи законодатель обозначил двухмесячный срок приведения действующих программ и решений в соответствие утвержденным документам территориального планирования, если такими программами (решениями) предусмотрено создание объектов федерального, регионального и местного значения.
7. Рассматриваемые нормы определяют порядок внесения изменений в программы (решения) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов с указанием его максимального пятимесячного срока.